Меню

Презентация на тему анаболизм и катаболизм клетки. Что такое анаболизм

Маникюр

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Энергетический обмен -катаболизм Учитель биологии ЛаринаТ.В. Тимашевский район

Цели урока: Сформировать правильное представление о двух этапах внутриклеточного энергетического обмена: бескислородном и кислородном. Научиться сравнивать этапы энергетического обмена.

Этапы внутриклеточного энергетического обмена Подготовительный Бескислородный (анаэробный) Кислородный (аэробный)

Подготовительный этап энергетического обмена Где происходит расщепление? В органах пищеварения. В лизосомах в клетке. Чем активизируется расщепление? Ферментами пищеварительных соков. До каких веществ расщепляются соединения клетки? Белки аминокислот Углеводы глюкозы Жиры глицерина и жирных кислот Нуклеиновые кислоты нуклеотидов Сколько синтезируется энергии в виде АТФ?

Основные превращения при гликолизе (бескислородный этап) Осуществляется в гиалоплазме, с мембранами не связан; в нём участвуют ферменты; расщеплению подвергается глюкоза. C 6 H 12 O 6 2 C 3 H 6 O 3 +Q 6 6 % теплота 34% на синтез АТФ 2 АТФ, 200КДЖ

Общая реакция гликолиза С6Н12О6+ 2Н3РО4+ 2АТФ 2 С3Н6О3+ 2 АТФ+2 Н2О

Основные превращения при спиртовом брожении В клетках растительного организма бескислородный этап протекает в форме спиртового брожения. C 6 H 12 O 6 C 2 H 5 OH+ CO 2+ 2АТФ

Бескислородный этап (гликолиз) Где происходит расщепление? Внутри клетки Чем активизируется расщепление? Ферментами мембран клеток До каких веществ расщепляются соединения клетки? глюкоза+ 2 молекулы пировиноградной кислоты Сколько синтезируется энергии в виде АТФ? 2 АТФ

Кислородный этап энергетического обмена (аэробное дыхание или гидролиз) Осуществляется в митохондриях, связан с матриксом митохондрий и внутренней мембраной, в нём участвуют ферменты, расщеплению подвергается молочная кислота. C 3 H 6 O 3 + 3H 2 O 3CO 2 + 6H 2 O

Кислородный этап (гидролиз) Где происходит расщепление? В митохондриях Чем активизируется расщепление? Ферментами митохондрий До каких веществ расщепляются соединения клетки? углекислого газа и воды Сколько синтезируется энергии в виде АТФ? 36 АТФ (90 % энергии)

Три стадии гидролиза Стадии гидролиза Окислительное декарбоксилирование Цикл Кребса Электронтранспотная сеть

Почему диссимиляция называется энергетическим обменом? А) Поглощается энергия; Б) Выделяется энергия.

Что общего между окислением, происходящим в митохондриях клеток, и горением? А) Образование CO 2 и H 2 O Б) выделение теплоты В) синтез АТФ

Энергетическим эффектом гликолиза является образование 2 молекул: А) молочной кислоты; Б) пировиноградной кислоты; В) АТФ; Г)этилового спирта.

Брожение – это процесс: А) Расщепления органических веществ в анаэробных условиях; Б) окисление глюкозы; В) синтез АТФ в митохондриях; Г) превращение глюкозы в гликоген;

Соединение простых веществ в сложные называется: А) Метаболизмом Б) ассимиляцией В) анаболизмом Г) катаболизмом

Распад сложных органических веществ на простые называется: А) метаболизмом Б) ассимиляцией В) анаболизмом Г) катаболизмом

В процессе гликолиза в клетках растений образуется: А) глюкоза Б) пировиноградная кислота В) молочная кислота Г) крахмал

В процессе гликолиза в клетках животных образуется: А) глюкоза Б) пировиноградная кислота В) молочная кислота Г) крахмал


МОУ средняя общеобразовательная школа №5 г.Искитим Метаболизм – основа существования живых организмов Автор: учитель биологии Иванова Е.Э. Искитим 2007 г. Цели урока: 1. Формирование общих представлений о клеточном метаболизме и его биологическом значении. 2. Развитие навыков самостоятельной работы с различными источниками информации. Задачи урока: 1. Изучить, что такое метаболизм и выяснить является ли он жизненно важным процессом. 2. Сравнить анаболизм и катаболизм. 3. Определить биологическое значение метаболизма. 2 Основополагающий вопрос: Почему обмен веществ (метаболизм) считают необходимым и достаточным условием и признаком жизни? 3 Основные термины и понятия: Обмен веществ. Метаболизм. Анаболизм, ассимиляция. Биосинтез. Катаболизм, диссимиляция. 4 Что такое метаболизм? «ОБМЕН ВЕЩЕСТВ или метаболизм - совокупность всех химических изменений и всех видов превращений веществ и энергии в организмах, обеспечивающих развитие, жизнедеятельность и самовоспроизведение организмов, их связь с окружающей средой и адаптацию к изменениям внешних условий». «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия». 5 Сущность метаболизма: Сущность метаболизма заключается в преобразовании веществ и энергии. Основу метаболизма составляют взаимосвязанные процессы анаболизма и катаболизма, направленные на непрерывное обновление живого материала и обеспечение его необходимой энергией. Метаболизм Анаболизм Катаболизм 6 Что такое анаболизм? АНАБОЛИЗМ (от греч. anabole - подъем) или ассимиляция – совокупность химических процессов в живом организме, направленных на образование и обновление структурных частей клеток и тканей, заключается в синтезе сложных молекул из более простых с накоплением энергии. Наиболее важный процесс анаболизма, имеющий планетарное значение, - фотосинтез. Биосинтез – реакции образования органических веществ в живой клетке. Совокупность реакций биосинтеза называется пластическим обменом. «Пластикос» по гречески означает скульптурный. Так же как скульптор из глины создает изваяние, так и клетка строит свое тело из веществ, полученных в процессе биосинтеза. 7 Что такое катаболизм? КАТАБОЛИЗМ (от греч. katabole - разрушение) или диссимиляция – совокупность протекающих в живом организме ферментативных реакций расщепления сложных органических веществ (в т. ч. пищевых). В процессе катаболизма происходит освобождение энергии, заключенной в химических связях крупных органических молекул, и запасание ее в форме богатых энергией фосфатных связей аденозинтрифосфата (АТФ). Катаболические процессы - дыхание, гликолиз, брожение. Основные конечные продукты катаболизма - вода, углекислый газ, аммиак, мочевина, молочная кислота. Совокупность реакций расщепления называется энергетическим обменом клетки. 8 Самостоятельная работа. Сравнение анаболизма и катаболизма ПРИЗНАКИ ДЛЯ СРАВНЕНИЯ АНАБОЛИЗМ КАТАБОЛИЗМ ЗАДАЧА ПРОЦЕССА ХИМИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ ЭНЕРГИЯ АТФ 9 Сравним анаболизм и катаболизм ПРИЗНАКИ ДЛЯ СРАВНЕНИЯ АНАБОЛИЗМ КАТАБОЛИЗМ ЗАДАЧА ПРОЦЕССА Обеспечение клетки строительным материалом и энергоносителями Обеспечение клетки энергией ХИМИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ Из простых синтезируются более сложные Сложные распадаются до простых ЭНЕРГИЯ затрачивается Освобождается АТФ Расходуется Образуется, накапливается 10 Выводы: 1. Анаболические и катаболические процессы осуществляются путем последовательных химических реакций с участием ферментов. 2. Анаболизм и катаболизм – противоположные процессы. 3. Анаболизм и катаболизм – взаимосвязанные процессы. Связь эта состоит в том, что с одной стороны, реакции биосинтеза нуждаются в затрате энергии, которая черпается из реакций расщепления. С другой стороны, для осуществления реакций энергетического обмена необходим постоянный биосинтез ферментов и веществ-энергоносителей. 4. Совокупность пластического и энергетического обменов, взаимосвязанных между собой и окружающей средой, называют обменом веществ. 5. Обмен веществ или метаболизм – важнейшее условие и необходимый признак жизни. С прекращением обмена веществ прекращается и сама жизнь! 11 Функции обмена веществ: 1. Наиважнейшей функцией процесса обмена веществ является поддержание постоянства внутренней среды клеток и организма (гомеостаз) в непрерывно меняющихся условиях существования. 2. Обеспечение развития, жизнедеятельности и самовоспроизведения организмов, их связь с окружающей средой и адаптации к изменениям внешних условий. 12 Особенности обмена веществ у различных организмов Для каждого живого организма характерен особый, генетически закрепленный тип обмена веществ, зависящий от условий ёго существования и от отношения площади поверхности тела к его массе. Это отношение тем больше, чем меньше животное. Следовательно, у крупных животных интенсивность обмена веществ ниже, чем у мелких. Интенсивность обмена веществ у человека условно принята за единицу. 13 Различие в интенсивности обмена веществ у разных организмов. Слон – 0,33 Лошадь – 0,52 Овца – 1,05 Собака – 1,57 Землеройка – 35,24 Если землеройка будет без пищи 7 – 9 часов, она погибнет! 14 Биологическое обеспечение обмена веществ: Для каждого вида организмов характерен особый, генетически закрепленный тип обмена веществ, зависящий от условий его существования. Интенсивность и направленность обмена веществ в клетке обеспечивается путем сложной регуляции синтеза и активности ферментов, а также в результате изменения проницаемости биологических мембран. В организме человека и животных имеет место гормональная регуляция обмена веществ, координируемая центральной нервной системой. Любое заболевание сопровождается нарушениями обмена веществ; генетически обусловленные нарушения обмена веществ служат причиной многих наследственных болезней. 15 Выводы по уроку: 1. Метаболизм - совокупность всех химических изменений и всех видов превращений веществ и энергии в организмах, обеспечивающих развитие, жизнедеятельность и самовоспроизведение организмов, их связь с окружающей средой и адаптацию к изменениям внешних условий. 2. Метаболизм складывается из двух противоположных и взаимосвязанных процессов – анаболизма и катаболизма. Так как анаболизм и катаболизм являются противоположными и одновременно взаимосвязанными процессами, то их совокупность, то есть метаболизм можно считать примером всеобщего закона единства и борьбы противоположностей. Метаболизм – важнейший биологический процесс и необходимый признак жизни. 3. 4. 16 Самопроверка: Вопросы: 1. Почему анаболизм называют пластическим обменом? 2. Какие процессы могут быть примером анаболизма? 3. Почему катаболизм называют энергетическим обменом? 4. Какие процессы могут быть примером катаболизма? 5. Что такое метаболизм? Тест Кроссворд 17 Литература: Электронное издание: «Большая Российская энциклопедия Кирилла и Мефодия», 2002 г. Электронное издание: «Биоэнциклопедия», издатель: «Руссобит Паблишинг», 2003 г. Реймерс Н.Ф. «Популярный биологический словарь», М., «Наука», 1991 г. Е.Кнорре «Живое в прожекторах науки», М.,»Детская литература», 1986 г. «Справочник по биологии», Киев, 1985 г. Флинт Р. «Биология в цифрах». – М.: Мир, 1998 г. 18

Обмен веществ и
энергии

Обмен веществ и энергии - Метаболизм

Обмен веществ и энергии ­
Метаболизм
совокупность процессов
превращения веществ и
энергии в живом организме и
обмен веществами и
энергией между организмом
и окружающей средой.

Метаболизм –
это совокупность взаимосвязанных, но
разнонаправленных процессов,
анаболизма (ассимиляции) и
катаболизма (диссимиляции).
Анаболизм ­ это совокупность процессов
Анаболизм
биосинтеза органических веществ, компонентов
клетки и других структур органов и тканей.
Катаболизм ­ это совокупность процессов
Катаболизм
расщепления сложных молекул, компонентов
клеток, органов и тканей до простых веществ и
до конечных продуктов метаболизма (с
образованием макроэргических и
восстановленных соединений).

В процессе метаболизма обеспечиваются
пластические и энергетические потребности
организма.
Пластические потребности – построение
Пластические потребности
биологических структур организма.
Энергетические потребности ­
Энергетические потребности
преобразование химической энергии
питательных веществ в энергию
макроэргических (АТФ и другие молекулы) и
восстановленных (НАДФ Н ­ никотин­амид­
адениндинуклеотидфосфат) соединений.

Взаимосвязь процессов катаболизма и анаболизма

Взаимосвязь процессов
катаболизма и анаболизма

Главную роль в
сопряжении
анаболических
и
катаболических
процессов в
организме
играют:
АТФ,
НАДФ Н.

Катаболизм анаэробноый и аэробный

Катаболизм
анаэробноый и аэробный
Обеспечение энергией
процессов
жизнедеятельности
осуществляется за счет
анаэробного
(бескислородного) и
аэробного (с
использованием
кислорода) катаболизма
поступающих в организм с
пищей белков, жиров и
углеводов.
Процессы анаболизма и
катаболизма находятся в
организме в состоянии
динамического
равновесия или временного
превалирования одного из
них.

Теплота первичная и вторичная

Теплота первичная и
вторичная
1. Часть энергии в процессе катаболизма
используется для синтеза АТФ, другая часть этой
энергии превращается в теплоту (первичную).
2. Аккумулированная в АТФ энергия в
последующем используется для осуществления в
организме работы и в конечном итоге тоже
превращается в теплоту (вторичную).
Количество синтезированных молей АТФ на
моль окисленного субстрата зависит от его
вида (белка, жира, углевода) и от величины
коэффициента фосфорилирования.

Коэффициент фосфорилирования (Р/О) -

Коэффициент фосфорилирования
(Р/О) ­
количество синтезированных молекул
АТФ в расчете на один атом кислорода.
Какая часть энергии будет использована на
синтез АТФ зависит от величины Р/О и
эффективности сопряжения в
митохондриях процессов дыхания и
фосфорилирования.
Разобщение дыхания и фосфорилирования
ведет к уменьшению коэффициента Р/О,
превращению в первичную теплоту
большей части энергии химических связей
окисляемого вещества.

Пути метаболизма питательных веществ

Пути метаболизма
питательных веществ

Белки и их роль в организме

Белки и их роль в организме
Животные существа могут усваивать азот
только в составе аминокислот,
поступающих в организм с белками пищи.
Незаменимые аминокислоты. Десять
аминокислот из 20 (валин, лейцин,
изолейцин, лизин, метионин, триптофан,
треонин, фенилаланин, аргинин и
гистидин) в случае их недостаточного
поступления с пищей не могут быть
синтезированы в организме.
Заменимые аминокислоты в случае
недостаточного поступления их с пищей
могут синтезироваться в организме.
Полноценные и не полноценные белки.

Белки и их роль в организме

Белки и их роль в организме
У здорового взрослого человека количество
распавшегося за сутки белка равно
количеству вновь синтезированного.
Скорость распада и обновления белков
организма различна.
Полупериод распада
гормонов пептидной природы составляет минуты
или часы, белков плазмы крови и печени -около
10 сут, белков мышц -около 180 сут.
Белки, использующиеся в организме в первую
очередь в качестве пластических веществ, в
процессе их разрушения освобождают
энергию для синтеза в клетках АТФ и
образования тепла.

Коэффициент изнашивания по Рубнеру

Коэффициент изнашивания по
Рубнеру
О суммарном количестве белка, подвергшегося
распаду за сутки, судят по количеству азота,
выводимого из организма человека.
В белке содержится около 16 % азота (т. е. в 100 г
В белке содержится около 16 % азота
белка - 16 г азота).
Выделение организмом 1 г азота соответствует
распаду 6,25 г белка.
За сутки из организма взрослого человека
выделяется около 3,7 г азота.
Масса белка, подвергшегося за сутки полному
разрушению, составляет 3,7 х 6,25 = 23 г, или
23 г
0,028-0,075 г азота на 1 кг массы тела в сутки.

Азотистый баланс

Азотистый баланс
Если количество азота, поступающего в организм
с пищей, равно количеству азота, выводимого из
организма, принято считать, что организм
находится в состоянии азотистого
равновесия.
Когда в организм поступает азота больше, чем
его выделяется, говорят о положительном
азотистом балансе (задержке, ретенции
азота).
Когда количество выводимого из организма азота
превышает его поступление в организм, говорят
об отрицательном азотистом балансе.

Липиды и их роль в организме

Липиды и их роль в организме
Липиды организма человека:
триглицериды, фосфолипиды, стерины.
Липиды играют в организме
энергетическую и пластическую роль.
В удовлетворении энергетических потребностей организма
В удовлетворении энергетических потребностей
основную роль играют нейтральные молекулы жира
(триглицериды).
Пластическая функция липидов в организме осуществляется,
Пластическая функция липидов
главным образом, за счет фосфолипидов, холестерина, жирных
кислот.
По сравнению с молекулами углеводов и белков молекула
липидов является более энергоемкими.
За счет окисления жиров обеспечивается около 50 % потребности
в энергии взрослого организма.
Жиры являются источником образования эндогенной воды.
При окислении 100 г нейтрального жира в организме образуется
около 107 г воды.

Углеводы и их роль в организме

Углеводы и их роль в
организме
Организм человека получает углеводы в виде растительного
полисахарида крахмала и в виде животного полисахарида
гликогена.
В желудочно­кишечном тракте осуществляется их расщепление до
уровня моносахаридов (глюкозы, фруктозы, лактозы, галактозы).
Моносахариды всасываются в кровь и через воротную вену
поступают в печеночные клетки.
В печеночных клетках фруктоза и галактоза превращается в
глюкозу.
Концентрация глюкозы в крови поддерживается на уровне 0,8
-1,0 г/л.
При избыточном поступлении в печень глюкозы она превращается
в гликоген.
По мере снижения концентрации глюкозы в крови происходит
расщепление гликогена.
Глюкоза выполняет в организме
энергетические и пластические функции.
Глюкоза необходима для синтеза частей молекул
нуклеотидов и нуклеиновых кислот, некоторых
аминокислот, синтеза и окисления липидов,
полисахаридов.

Минеральные вещества и их роль в организме

Минеральные вещества и их
роль в организме
Минеральные вещества: Натрий, Кальций, Калий,
Минеральные вещества:
Хлор, Фосфор, Железо, Йод, Медь, Фтор, Магний,
Сера, Цинк, Кобальт.
Из них к группе микроэлементов относятся: йод,
Из них к группе микроэлементов относятся:
железо, медь, марганец, цинк, фтор, хром,
кобальт.
Функции минеральных веществ:
являются кофакторами ферментативных реакций,
создают необходимый уровень осмотического давления,
обеспечивают кислотно­основное равновесие,
участвуют в процессах свертывания крови,
создают мембранный потенциал и потенциал действия
возбудимых клеток.

Витамины и их роль в организме

Витамины и их роль в
организме
Витамины - группы разнородных по химической природе
веществ, не синтезируемых или синтезируемых в
недостаточных количествах в организме, но необходимых
для нормального осуществления обмена веществ, роста,
развития организма и поддержания здоровья.
Витамины не являются непосредственными источниками энергии
и не выполняют пластических функций.
Витамины являются составными компонентами ферментных
систем и играют роль катализаторов в обменных процессах.
Основными источниками водорастворимых витаминов
являются пищевые продукты растительного происхождения и в
меньшей мере животного происхождения.
Основными источниками жирорастворимых витаминов
являются продукты животного происхождения.
Для удовлетворения потребностей организма в витаминах
имеет значение нормальное осуществление процессов
пищеварения и всасывания веществ в желудочно­
кишечном тракте.

Уравнение энергетического баланса

Уравнение энергетического
баланса
Е = А + Н + S
Е - общее количество энергии, получаемой
организмом с пищей;
А - внешняя (полезная) работа;
Н - теплоотдача;
S - запасенная энергия.

Физическая калориметрия («бомба») Бертло

Физическая калориметрия
(«бомба») Бертло
1- проба пищи;
2 - камера,
3 - заполненная
кислородом;
запал;
4 - вода;
5 - мешалка;
6 - термометр.
Е = А + Н + S

Е = А + Н + S

Е = А + Н + S

Биокалориметр Этуотера - Бенедикта Е = А + Н + S

Биокалориметр
Этуотера - Бенедикта
Е = А + Н + S

затрат организма

Способы оценки энергетических
затрат организма

Калорический эквивалент кислорода (КЭ02)

Калорический эквивалент
кислорода (КЭ02)
Основным источником энергии для
осуществления в организме процессов
жизнедеятельности является биологическое
окисление питательных веществ. На это
окисление расходуется кислород. Следовательно,
измерив количество потребленного организмом
кислорода можно судить о величине
энергозатрат организма за время измерения.
Между количеством потребленного за единицу
времени организмом кислорода и количеством
образовавшегося в нем за это же время тепла
существует связь, выражающаяся через
калорический эквивалент кислорода (КЭ02).
КЭ02 ­ количество тепла, образующегося в
организме при потреблении им 1 л
кислорода.

Способы оценки энергетических
затрат организма
Прямая калориметрия основана на измерении
количества тепла, непосредственно рассеянного
организмом в теплоизолированной камере.
Непрямая калориметрия основана на
измерении количества потребленного организмом
кислорода и последующем расчете энергозатрат с
использованием данных о величинах
дыхательного коэффициента (ДК) и КЭ02.
Дыхательный коэффициент ­ отношение
объема выделенного углекислого газа к
объему поглощенного кислорода.
ДК = Vco2/Vo2

Основной обмен -

Основной обмен ­
минимальный уровень энергозатрат,
необходимых для поддержания
жизнедеятельности организма в условиях
относительно полного физического,
эмоционального и психического покоя.
Энергозатраты организма возрастают при физической
и умственной работе, психоэмоциональном
напряжении, после приема пищи, при понижении
температуры среды.
Для взрослого мужчины массой 70 кг величина
энергозатрат составляет около 1700 ккал/сут (7117
кДж), для женщин - около 1500 ккал/сут.
Расчет должного основного обмена у человека по
таблицам Гарриса и Бенедикта (с учетом пола, массы
тела, роста и возраста).

Основной обмен

Основной обмен
определяют методами прямой или непрямой
калориметрии.
Нормальные величины основного обмена у
взрослого человека можно рассчитать по
формуле Дрейера:
Н = W/K А,
где W -масса тела (г), А -возраст, К-константа
(0,1015 для мужчин и 0,1129 - для женщин).
Величина основного обмена зависит от соотношения в
организме процессов анаболизма и катаболизма.
Для каждой возрастной группы людей установлены и
приняты в качестве стандартов величины основного обмена.
Интенсивность основного обмена в различных органах и
тканях неодинакова. По мере уменьшения энергозатрат в
покое их можно расположить в таком порядке: внутренние
органы-мышцы-жировая ткань.

Регуляция обмена веществ и энергии

Регуляция обмена веществ и
энергии
Цель:
обеспечение потребностей организма в
энергии и в разнообразных веществах в
соответствии с уровнем функциональной
активности.

Является мультипараметрической, т.е.
включающей в себя регулирующие системы
(центры) множества функций организма
(дыхания, кровообращения, выделения,
теплообмена и др.).

Центр регуляции обмена веществ и энергии

Центр регуляции обмена
веществ и энергии
Роль центра регуляции обмена веществ и
энергии играют ядра гипоталамуса.
В гипоталамусе имеются полисенсорные
нейроны, реагирующие на изменения
нейроны
концентрации глюкозы, водородных ионов,
температуры тела, осмотического давления, т. е.
важнейших гомеостатических констант
внутренней среды организма.
В ядрах гипоталамуса осуществляется анализ
состояния внутренней среды и
формируются управляющие сигналы,
формируются управляющие сигналы
которые посредством эфферентных систем
приспосабливают ход метаболизма к
потребностям организма.

Эфферентные звенья регуляции обмена веществ

Эфферентные звенья
регуляции обмена веществ
симпатический и парасимпатический
отделы вегетативной нервной системы.
эндокринная система. Гормоны
.
гипоталамуса, гипофиза и других эндокринных
желез оказывают прямое влияние на рост,
размножение, дифференцировку, развитие и
другие функции клеток.
Важнейшим эффектором, через который
оказывается регулирующее воздействие на
обмен веществ и энергии, являются
клетки органов и тканей.

У пойкилотермных или холоднокровных
животных, температура тела переменна и
мало отличается от температуры окружающей
среды.
Гетеротермные организмы ­ при
благоприятных условиях существования
обладают способностью к изотермии, а при
внезапном понижении температуры внешней
среды, недостатке пищи и воды ­ становятся
холоднокровными.
Гомойотермные или теплокровные
организмы поддерживают темпиратуру тела
на относительно постоянном уровне
независимо от колебаний температуры
окружающей среды.

Основная функция системы терморегуляции

Основная функция системы
терморегуляции
­ поддержание оптимальной для
метаболизма организма температуры
тела.
Включает в себя:
1. температурные рецепторы, реагирующие на
изменение температуры внешней и внутренней
среды;
2. центр терморегуляции, расположенный в
гипоталамусе;
3. эффекторное (исполнительное) звено
терморегуляции.

Температура различных областей тела человека

Температура различных
областей тела человека
при низкой (А) и
высокой (Б)
внешней
температуре.
Темно­красное поле -
область «ядра»,
«оболочка»
окрашена цветами
убывающей
интенсивности по
мере снижения
температуры

Перераспределение части кровотока из ядра тела
в его оболочку для увеличения теплоотдачи
А - низкая теплоотдача; Б - высокая.

Эндогенная терморегуляция

Эндогенная терморегуляция

Теплопродукция

Суммарная теплопродукция состоит из
первичной и вторичной теплоты.
Уровень теплообразования в организме
зависит от величины основного обмена.
Вклад в общую теплопродукцию организма
отдельных органов и тканей неравнозначен.
Термогенез:
Сократительный – за счет сокращения
мышц.
Несократительный – за счет ускорения
метаболизма бурого жира.

Основные эффекторные
механизмы включающиеся при
повышении температуры:
1.Массивная вазодилатация в коже
(вазомоторный ответ);
2.Потообразование;
3.Подавление всех механизмов
теплообразования.

Теплоотдача

1.
2.
3.
4.
излучение,
теплопроведение,
конвекция,
испарение.
Тепловое излучение – 60%
Испарение (дыхание
и потоотделение) – 22%
Конвекция – 15%

Виды теплоотдачи

Виды теплоотдачи

Центр терморегуляции

Центр терморегуляции
расположен в медиальной преоптической области
переднего отдела гипоталамуса и в заднем отделе
гипоталамуса.
1)
2)
3)
4)
Группы нервных клеток:
термочувствительные нейроны преоптической области;
клетки, «задающие» уровень поддерживаемой в организме
температуры тела в переднем гипоталамусе;
интернейроны гипоталамуса;
эффекторные нейроны в заднем гипоталамусе.
Система терморегуляции не имеет собственных
специфических эффекторных органов, она
использует эффекторные пути других
физиологических систем
(сердечно­сосудистой, дыхательной, скелетной
мускулатуры, выделительной и др.).

Данная презентация может быть использована на уроке при изучении одноименной темы: "Метаболизм. Энергетический обмен".

Презентация позволяет учителю дступно объяснить учащимся, что такое метаболизм, каково его значение. Ребята получат полное представление о двух неразрвно связанных друг с другом процессах ассимиляции и диссимиляции. Таблицу1, представленную на одном из слайдов можно предложить учащимся заполнить самостоятельно или заполнять сообща. При этом важно акцентировать их внимание на 4-ую колонку. Данная таблица поможет ребятам разобраться, что происходит с веществом и энергией в процессе ассимиляции и диссимиляции. Слайд №5 позволит еще раз напомнить учащимся об особенностях строения АТФ и указать на макроэргические связи, в которых запасается часть энергии. Схема, размещенная на слайде №6, поможет ребятам запомнить, чем отличается энергетический обмен у аэробных и анаэробных организмов. Таблицу2 лучше заполнять в процессе объяснения материала об основных этапах энергетического обмена. Если класс сильный, можно предложить учащимся заполнить таблицу самостоятельно, опираясь на текст в учебнике. В конце урока ребята заполняют пропуски в выводе, указывая на то, какой же этап энергетического обмена более эффективный.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Метаболизм. Энергетический обмен. Презентация к уроку биологии в 9 классе. Подготовила учитель биологии первой категории Медведева Елена Львовна

Обмен веществ гомеостаз постоянство внутренней среды организма обмен веществ совокупность реакций синтеза и распада

Обмен веществ (Метаболизм) Энергетический обмен (диссимиляция) Пластический обмен (ассимиляция) Совокупность реакций, обеспечивающих клетку энергией Совокупность реакций, обеспечивающих клетку строительным материалом

Заполните таблицу1 Исходные вещества Конечные вещества Энергия (запасается, расходуется) Ассимиляция Диссимиляция

выделяющаяся энергия запасается в АТФ- природном аккумуляторе

Этапы энергетического обмена организмы АЭРОБЫ (+О 2) АНАЭРОБЫ (-О 2) 3 этапа энергетического обмена 2 этапа энергетического обмена

Запоните таблицу 2 Этапы энергетического обмена Исходные продукты Конечные продукты Как используется энергия Где протекает Подготови тельный Безкисло родный Кислород ный

краткое содержание других презентаций

«Метаболизм углеводов» - Классификация энзимов. Ганс Кребс. Неконкурентное ингибирование. Энзимы. Метаболизм. Катаболизм. Цикл трикарбоновых кислот. Образование разветвлений. Глюкокиназа. Ферменты. Белковые компоненты митохиндриальной ЭТЦ. Енолаза. Запасание. Метаболический путь. Сахароза. Триозофосфат изомераза. Этапы окисления глюкозы. Основные этапы метаболизма углеводов. Митохондрия. Электрон-транспортная цепь. Факторы, влияющие на активность ферментов.

«Метаболизм» - 2 процесса метаболизма. Какую первичную структуру будет иметь белок. Участок правой цепи ДНК. Биосинтез белка. Решение. Дайте определения терминам. Пластический обмен. Определите длину соответствующего гена. Молекулярная масса одной аминокислоты. Одна из цепей гена, несущая программу белка, должна состоять из 500 триплетов. Транскрипция. Обмен веществ и энергии (метаболизм). Генетический код. Автотрофы.

«Энергетический обмен веществ» - Процесс энергетического обмена. Ферменты бескислородного этапа энергообмена. Молочная кислота. Повторение. Подготовительный этап. Гликолиз. Энергия, которая выделяется в реакциях гликолиза. Горение. Молочнокислое брожение. Окисление вещества А. Биологическое окисление и горение. Судьба ПВК. Энергетический обмен.

«Этапы энергетического обмена» - Расщепление в клетке. Ступенчатость окисления глюкозы. Энергетический обмен. Метаболизм. Солнце. Сколько молекул глюкозы необходимо расщепить. Этапы энергетического обмена. Дать характеристику реакциям. АДФ. Энергия. НАД. Гликолиз. Электронтранспортная цепь. Заполните пропуски в тексте. Условия. Типы питания организмов. Бескислородный этап. Окислительное декарбоксилирование. Кислородное расщепление.

««Энергетический обмен» 9 класс» - Понятие об энергетическом обмене. Митохондрия. Структура АТФ. Брожение – анаэробное дыхание. АТФ в цифрах. Глюкоза – центральная молекула клеточного дыхания. Три этапа энергетического обмена. Получение энергии живыми существами. Автотрофы. Анаэробный гликолиз. Аэробный этап - кислородный. Энергетический обмен (диссимиляция). Состав АТФ. Энергетический обмен в клетке. ПВК – пировиноградная кислота С3Н4О3.

«Обмен веществ и энергия клетки» - Задания с ответом «да» или «нет». Тестовые задания. Органы пищеварения. Задание с развернутым ответом. Текст с ошибками. Обмен веществ. Пластический обмен. Химические превращения. Энергетический обмен. Определение. Подготовка учащихся к заданиям открытого типа. Метаболизм.