Меню

Народные приметы в марте. Приметы марта

Уроки стиля

Весна уже не за горами, и готовиться к ней в прежние времена начинали заранее. Узнайте о народных праздниках в марте 2019 года, чтобы не упустить возможность привлечь в жизнь благополучие.

Март открывает весну, и наши предки называли этот месяц «протальником» и «грачником». Весна — время активных хлопот по хозяйству и подготовки к посевному сезону, поэтому наши предки в этот месяц никогда не сидели без дела. Во многом удача и везение в жизни зависели от активности и настроя: тем, кто ленится, судьба часто «подбрасывала» серьезные испытания. Эксперты сайта сайт предлагают познакомиться с народной мудростью, чтобы в первом весеннем месяце привлечь в жизнь удачу.

1 марта: Ярилин день

Бог Ярила в первый день весны помогает бороться с зимней стужей. Наши предки верили, что он солнечными лучами топит снег и согревает землю. Ярилу считали богом плодородия и тепла, поэтому беременные женщины грелись на солнце. Таки образом они набирались сил. На Ярилу привлекали в дом благополучие — для этого дети мели дорожку от входной двери до колодца. В прежние времена на Ярилу праздновали наступление Нового года, и в этот день не работали. Первого числа водили хороводы и славили божество, прося его поскорее прогнать зиму.

2 марта: День Федора Тирона и Мариамны Кикиморы

В день праздника у Мариамны просили защиты от кикимор, а Федору молились, чтобы он защитил от воров и помог найти потерянные вещи и людей. Женщины читали заговоры на закате, чтобы нечисть не могла навредить домочадцам. По поверьям, на Мариамну можно погадать на замужество . Для этого девушки выходили на улицу и смотрели, идет ли в это время женщина. Если ее нет, то и замужества в этом году можно не ждать.

3 марта: Овсянки

С этого дня в прежние времена начинали подготовку к полевым работам, и для этого проверяли и чинили инструменты. Овсянками праздник был назван по имени птички-овсянки. Ее считали вестницей скорого тепла. Хозяйки пекли овсяное печенье, которым угощали не только домочадцев, но и прохожих, чтобы в дом пришло благополучие . Прилет птички третьего числа указывал на наступление тепла и завершение морозных дней.

4 марта: день Архипа и Филимона, встреча Масленицы

Архип и Филимон — женский день. В праздник хозяйки хлопочут на кухнях и готовят угощения. По поверьям, богатый стол 5 марта — достаток в доме . Обязательно угощали обездоленных, и чем больше сделано добрых дел в этот день, тем счастливее будет жизнь. Самым главным украшением стола в прежние времена бы каравай. Он символизировал солнце, и его делили между всеми членами семьи, а также угощали соседей и случайных прохожих. Крошки от него кидали за спину, чтобы осенью не остаться без хлеба.

Начало масленичной недели встречали с размахом, готовили вкусные угощения и главное блюдо — блины со всевозможными начинками. К этому дню заливали горки, чтобы порезвиться перед наступлением тепла. По традиции встреча Масленицы начиналась с изготовления чучела , которое всю неделю было главным объектом внимания. С ним катались в наряженных санях, ему пели песни, вокруг него водили хороводы, таким образом провожая зиму.

5 марта: День Катыша

На Катыша в последний раз катались с ледяных гор. Тем, кто катился дальше всех, в этом году будет везти во всех делах. В народе верили, что 4 марта нельзя смотреть на небо с вечера до зари из-за возможности увидеть падающую звезду. Она сулила большие неприятности. Привлечь благополучие в день праздника можно, если тайком вытащить из печки кузнеца угли и положить их в поле. Такой обряд сулил не только счастье семьям, но и богатый урожай по осени.

6 марта: Тимофей Весновей

На Тимофея пожилые люди перебирались с печей на завалинки, чтобы подышать свежим воздухом и понаблюдать за погодой. Солнечный день сулил теплую весну. В этот день, по поверьям, начинал идти сок по стволам берез и кленов. Первым березовым соком угощали тяжелобольных, детей и стариков, чтобы они окрепли и набрались сил от самой природы.

7 марта: Маврикиев день

На Маврикия ждали прилета грачей и скворцов, которые «несли на крыльях» весеннее тепло. В этот день начинали полевые работы, свозили на поля и грядки удобрения. Навоз оставляли на земле или снегу, чтобы семена сорных трав выморозились. В самых южных регионах открывали посевной сезон с засеивания грядок ранней капустой.

8 марта: Поликарпов день

На Поликарпа незамужние девушки проводили обряды, чтобы привлечь женихов . Для этого выметали сор из изб, чтобы никто не видел, и приговаривали: «Наметаю женихов, гоню из дома прочь воров» . Скорые заморозки и метели сулили сороки, если они собирались у домов и норовили пробраться на чердаки.

9 марта: Иванов день

15 марта: Федот Ветронос

На Федота, по народным поверьям, начиналась оттепель из-за того, что все подземные источники воды выходили наружу. Погода в этот день была такой же, каким будет лето, поэтому крестьяне до утренней зари выходили на пригорки и заговаривали солнце, чтобы оно весь день освещало землю и гнало прочь стужу с дождями.

16 марта: Евтропиев день

На Евтропия крестьяне отправлялись в поля и обходили их крестом, чтобы привлечь солнце, которое растопит снег и даст возможность начать пахоту. В этот день почитали солнце и верили, что если выносить сор из домов вечером , то солнечные лучи могли спалить нежную поросль озимых. В леса старались не ходить, чтобы ненароком не столкнуться с медведями, вышедшими из спячки.

17 марта: Герасим Грачевник

На Герасима ждали прилета грачей, и если птицы прилетали и сразу начинали хлопотать в гнездах, то весна придет быстро, а сырость скоро сменится сухой погодой. К тому же птицы, севшие на гнезда, помогали определить начало полевых работ: их начинали через неделю. В этот день проводили обряды по изгнанию из дома нечисти , используя полынь и заговоры.

18 марта: Конон Огородник

20 марта: Павел Капельник

На Павла встречали настоящую весну, которая топила последний снег. В народе молились лику Богоматери «Споручница грешных» , чтобы избавиться от грехов и начать жизнь с чистого листа. Внимательно смотрели за капелью с крыш: обильные капли сулили богатый урожай льна.

21 марта: Весенний солнцеворот, Вербоносица

В день весеннего равноденствия набирали веточки вербы и приносили их домой, чтобы защититься от любого зла. Хозяйки окропляли их святой водой и читали защитные молитвы , проходя по всему дому и заглядывая в самые укромные уголки. Нередко в этот день около домов сажали молодую вербу, чтобы она защищала от людей с дурными помыслами и нечисти. К вербе относились трепетно, а ее кору использовали для лечения разных болезней. Ее высушивали определенным образом, толкли в порошок и заваривали для полосканий и иных процедур.

22 марта: Сороки, Сорок Сороков

Этот день назван так в честь сорока мучеников Севастийских. Праздник был важным в народе, и в это время хозяйки пекли печенье в виде птичек, заговаривая его. Печеньем угощали всех желающих, и, по поверьям, оно помогало привлечь тепло. К этому дню ждали прилета разных птиц, которые «несли на крыльях» тепло. Следили и за погодой: если на Сорок Сороков над лесом рокотал гром, то год обещал быть голодным.

23 марта: Василиса — вешней воды указательница

На Василису хлопотали по хозяйству: рыли траншеи, чтобы талая вода не затопила погреба, отправлялись на рыбалку, чтобы разнообразить рацион питания. Тем, кто наловил много рыбы, удача улыбалась в течение всего года. Кроме того, на Василису следили за погодой: если в этот день сильный северный ветер дул в спину, то урожай обещал быть скудным, а сенокосная пора — короткой из-за частых дождей.

24 марта: Ефимов день

На Ефима собирали березовый сок, которым угощали всех желающих. Такое питье прибавляло сил и помогало справиться с болезнями. Его нагревали, добавляли целебные травы и заговаривали на здоровье. Внимательно прислушивались к пению птиц: если слышали голос кукушки, звякали деньгами в карманах, чтобы они не переводились . С Ефима начинали работы в садах и огородах, а если на земле был иней с ночи, то морозов больше не ждали.

25 марта: Феофанов день

На Феофана устраивали гулянья, чтобы встретить весну. В этот день ухаживали за лошадями, чтобы те не подвели во время полевых работ. Их угощали лакомствами, чистили, меняли им подстилки и выгуливали. Водили лошадей к родникам, чтобы там напоить водой из ведер, в которые клали серебряные монеты или ложки. Таким образом животные набирались сил и не болели. Обязательно угощали птиц зерном и семенами, чтобы урожай был богатым и его не поели вредители. Нередко на Феофана ставили в полях скворечники, привлекая птиц, которые будут уничтожать насекомых.

26 марта: Никифоров день

В день праздника смотрели в небо, чтобы увидеть гусиные стаи, которые сулили богатый и урожайный год. На Никифора обязательно ходили на рыбалку, и если в улове попадались язи, то в этом году будет удача всей семье. Не обходили вниманием и приметы: прилетят жаворонки — весна пришла, а если первыми видели прилет зябликов, морозы еще вернутся.

27 марта: Венедиктов день

В этот день ухаживали за домашним скотом. Его выводили во дворы, чтобы почистить и заговорить от болезней и сглазов. На скотину вешали обереги, а хлева и овчарни окуривали полынью . Забота о домашних животных была главной работой на Венедикта, ведь от ее здоровья зависело благополучие семьи.

28 марта: Александров день

Александров день — время начала ледохода. В этот день ждали прилета чаек, которые сулили окончательную победу весы над зимней стужей. В лес не ходили и старались не отходить далеко от дома из-за разгула волчьих стай, которые устраивали «свадьбы». Хозяева обходили дворы, чтобы убедиться в крепости заборов и сараев, в которых обитали домашние животные и птицы. Любые щели или старые доски меняли, чтобы хищники не могли пробраться и утащить ценных животных.

29 марта: Саввин

В день Саввина проверяли телеги и чинили их, если была необходимость. Сани убирали, также уделяя им внимание, чтобы они хранились до будущей зимы. Нередко телеги сбрызгивали святой водой, чтобы они не поломались в дальних поездках и с людьми в дороге не приключилось беды.

30 марта: Алексей Теплый

На Алексея смотрели на ручьи: если они были обильными, то ждали широких разливов рек. В этот день отправлялись на опушки леса за березовым соком. Его пили, чтобы поправить здоровье и набраться сил перед полевыми работами. Березовым соком угощали и лошадей, чтобы те исправно служили в полях и не обессилели. В этот день, по поверьям, нельзя было садиться в сани, иначе удача и везение прокатят мимо, а год будет богат на неприятности. На юге в этот день начинали выставлять ульи и открывали сезон сеяния овса и ячменя. Устраивали на Саввина и гусиные бои, которые заканчивались обильными угощениями на свежем воздухе.

31 марта: Кирилл — Дери полоз

День назван так из-за того, что снег таял и на санях можно было увязнуть, ободрав полозья и испортив их. Природа просыпалась, и если начинала цвести мать-и-мачеха, то морозов не ждали и устраивали праздничные обеды, чтобы отметить окончательный уход зимы.

Народные праздники — это кладезь мудрых советов и примет, которые и в современном мире помогают избегать неприятностей. Наши предки жили в гармонии с природой, уважали все живое и знали, как привлечь в жизнь благополучие

Березень, протальник, солногрей, солнечник, каплюжник, капельник, дорогорушитель, водоток, свистун, ветронос, парник, зимобор, огородник, весновей, грачевник, разнопогодник, утро года… Все это о нем, о первом весеннем месяце, непредсказуемом и коварном. Не зря в старину говаривали: «Пришел марток – надевай двое порток».

Богат март всевозможными праздниками, обрядами и связанными с ним приметами. Да и как иначе, если долгое время он считался первым месяцем года.

1 марта, в Ярилин день, праздновали когда-то на Руси наступление Нового года. Традиция не работать в этот день сохранялась долгое время, даже после реформ календаря. По народным поверьям, первые лучи мартовского солнца дают будущей матери силы выносить здорового, крепкого малыша. Поэтому с рассветом беременные женщины выходили на пригорок, глядеть на выплывающее из-за горизонта весеннее солнышко. Еще в этот день обтирались собранным в полдень снегом, чтобы передалась лицу и рукам вешняя чистота.

В Архипов день (4 марта) старались сделать как можно больше добрых дел, приглашали к столу нищих, щедро потчевали. Женщины весь день проводили на кухне – чем больше на Архипа наготовить снеди, тем богаче в новом году будет дом. Испеченный каравай делили на всех домашних, соседей, нищую братию, а оставшиеся крошки бросали птицам, но совершенно особым образом — за спину, чтобы быть с хлебом по осени.

О привычке загадывать желание при виде падающей звезды 5 марта, на Льва Катанского, лучше забыть – по приметам, этой ночью вообще нельзя смотреть в небо, поскольку упавшая звезда для смотрящего на нее человека может означать болезнь или смерть.

В этом году первая мартовская неделя особенно примечательна тем, что на нее приходится разудалая Масленица. Проводы зимы на Руси всегда отмечали с размахом, готовясь к следующему за ними по пятам Великому посту.

13 марта, на Василия Теплого, приносили из лесу в дом сосновую ветку, чтобы она очистила воздух в избе и дала здоровье всем живущим в ней. Обязательно готовили из хвои и сосновых почек целебные настои и чаи.

Желая предугадать, каким будет наступивший год, примечали погоду на Авдотью (Евдокию) — плющиху (14 марта). Пасмурный день – год плохой, день ясный – и год прекрасный. Народные приметы утверждают: какова Авдотья, таково и лето. Северный ветер, мороз или снег с дождем – надеяться на теплое лето не стоит, погожий денек – и лето будет теплое. Собирали в этот день снег, поскольку считалось, что талая вода из него способна исцелить от любого недуга. Хранили ее в кувшине, тщательно оберегаемом от чужих глаз. Во многих деревнях на Евдокию «кликали весну» — женщины и дети забирались на крыши или пригорки и пели песни-веснянки.

Если 17 марта, в день Герасима Грачевника, прилетают грачи, можно ожидать, что через месяц полностью сойдет снег. В народе верили, что грачи способны изгонять нечистую силу со двора, поэтому в этот день выживали из дому кикимору, постоянно пакостившую всем домочадцам. С этой целью хозяева рано утром покидали избу, оставляя ее во временное владение приглашенному знахарю, пытающемуся заговорами вынудить кикимору покинуть свое пристанище.

22 марта отмечали Сорок Сороков – вторую встречу весны. На Сороки зима заканчивается, весна начинается, а день с ночью меряется. Считалось, что в этот день 40 разных птиц прилетают, а потому во всех домах пекли жаворонков из теста. По приметам, если на Сороки тепло, то продержится оно еще 40 дней, если же день выдался холодный, стоит ожидать еще 40 холодных утренников.

На Алексея Теплого – 30 марта — начинается обычно бурное снеготаяние. Если день выдается теплым, то и вся оставшаяся весна будет теплой. Во многих областях на Теплого Алексея собирали всей семьей березовые почки, а за столом пили березовый сок или особый медово-березовый взвар.

В марте пробуждается от зимнего сна природа, у сельчан после зимнего отдыха прибавляется хлопот по подготовке к полевым работам, с первым весенним месяцем всегда связывались большие надежды на предстоящий год и будущий урожай. Потому-то так пристально приглядывались наши предки к малейшим изменениям в природе, потому столько интересных традиций накопил русский народ.

Уже в начале месяца, 6 марта, наступает праздник, предвещающий окончание зимы, - день преподобного Тимофея, в народе прозванного Весновеем. Этот святой отличался строгим нравом: с юности дал обет не прельщаться девичьей красотой и даже не смотреть на женщин - видимо, чтобы не соблазниться случайно. Он поселился в пустыне в Малой Азии, где за свое подвижничество получил от Господа дар исцеления. Целительские таланты Тимофея были так разнообразны, что он лечил не только телесные недуги, но и болезни духа, а также изгонял бесов из одержимых.

На Руси преподобного прозвали Весновеем от того, что с Тимофеева дня зимние ветры превращались в теплые веселые ветерки, несущие на своих крыльях весну. Не зря в народе говорили, что «на Тимофея Весновея как ни злись метелица, а все одно - весной веет». В это время солнышко уже могло согреть, а потому старые да болезные размещались на завалинках у домов и наслаждались свежим воздухом и приятной беседой - всем тем, чего они были лишены в зимние месяцы. Не отставала от пожилых людей и молодежь - на Весновея у деревенской околицы собирались первые шумные компании парней и девушек. Они перекликались шутками и прибаутками, пели частушки, рассказывали всяческие «небывальщины».

По погоде на Тимофеев день предсказывали, какой ждать весны. Если погода была теплой, то все весенние месяцы тоже предстояли теплые и солнечные, с небольшим количеством осадков. А первый гром на Весновея соотносили с направлением ветра: при восточном ветре ожидалась теплая весна без дождей, при северном - холодная и поздняя, при южном - теплая, но дождливая.

Обретение главы Иоанна Крестителя - 9 марта

Через несколько дней после преподобного Тимофея, 9 марта, поминают православные первое Обретение главы Иоанна Крестителя. Иоанн предсказал пришествие Иисуса Христа и сам крестил его в водах реки Иордан. А казнили его по приказу царя Ирода, который исполнил желание прекрасной Саломеи получить в подарок голову святого на блюде. По преданию, голову и похоронили отдельно от тела Иоанна на Елеонской горе, где ее обнаружил в 4 веке благочестивый вельможа Иннокентий.

В некоторой связи с трагической историей святого ему принято молиться об исцелении от головной боли. Но главным знаком Иванова дня всегда считалось возвращение птиц из теплых краев и начало строительства пернатыми гнезд для жилья. Наши предки верили: если птицы на Обретение начали вить гнезда - быть к осени богатому урожаю. А потому все старались привлечь пташек: каждый хозяин в своем дворе чинил старые и ладил новые скворечники, чтобы было где поселиться и вывести птенцов. А женщинам в этот день строго-настрого запрещали заводить стирку - поверье гласило, что так можно отпугнуть птиц. Тем, кто первый увидел обустраивающихся в гнезде пичуг, примета обещала счастье и удачу на ближайший год.

Вообще, большинство примет Иванова дня было связано с пернатыми. Если на Иванов день звонко пели синички - их чириканье обещало теплую погоду. Когда на Обретение в лесу слышался стук дятла - весна ожидалась поздняя и холодная. А если для витья гнезд пташки выбирали солнечную сторону дома - то и лета следовало ждать холодного.

День памяти Евдокии Илиопольской - 14 марта

14 марта православные верующие отмечают день памяти Евдокии Илиопольской. По церковному преданию, святая жила в Финикии и слыла знаменитой блудницей. Продавая тело, она сколотила изрядное состояние, но однажды, уверовав во Христа, отдала все свои деньги на нужды общины. В дальнейшем Евдокия вела подвижнический образ жизни, и за добродетели Господь наградил ее даром воскрешения из мертвых.

Авдотья Плющиха - славянское название дня памяти Евдокии. Называли Евдокию Плющихой, поскольку она своей силой «плющила», то есть уничтожала снежные сугробы и зимний лед.

Поскольку по старому стилю Авдотьин день приходился на 1 марта, наши предки считали его границей, за которой умирает старое и рождается новое, сдает свои позиции зима и начинаются солнечные весенние дни. В старые времена на Авдотью Весновку встречали новый год, а потому традиция освобождать праздничный день от любых работ прожила в российских деревнях до начала 19 века.

Крестьяне верили, что Господь благословил Евдокию будить землю от долгого зимнего сна и одарил ее ключами ото всех весенних вод: крошечных лесных ручейков, озер и рек, по весне наполняющихся новой водой. Считалось также, что Авдотья по своей воле могла «пустить или не пустить» весну крестьянину на порог. Особым спросом пользовалась в этот день талая вода из растопленного снега - согласно поверью, на Авдотью она обретала великую целительную силу. Поэтому бабки-лекарки ведрами заготавливали чудесную воду, а после поили и обтирали ею недужных в надежде, что болезнь отступит, как талый снег водой сбегает с пригорков. Кроме того, той же водой мыли стены домов, чтобы они хранили семью от невзгод, и поливали цветы, которые от этого расцветали ярче обыкновенного.
У другого прозвания Авдотьи - Свистунья - было целых две причины. Во- первых, в ее день часто дули, свистели и завывали ветры. А во-вторых, к этому времени выходили из зимней спячки многие животные, начинали петь птицы - все они своим свистом и другими звуками как будто приветствовали приход весны. По погоде на Весновку традиционно судили о том, каким будет лето, не зря ее считали в народе летоуказательницей. Если день выдавался ясным и теплым - лето тоже ждали теплой и сухое. Если Свистунья присылала на свой день теплый ветер, он обещал дождливое лето, а если ветер дул с севера, то и лето ожидалось холодное.

День святого Конона Градаря - 18 марта

18 марта приходит время святого Конона Градаря. Он жил в городе Мандоне, был известен кротким нравом, незлобивостью
и необыкновенным талантом к выращиванию овощей. Однако его мирный род занятий не спас святого от мученической смерти за христианскую веру в эпоху императора Декия.

Народное прозвание святого - Огородник - говорит само за себя. В день, посвященный его памяти, полагалось начинать вспашку и удобрение огорода, подготовку семян и рассады, ремонт теплиц и парников. Кроме того, необходимо было провести старинный ритуал, чтобы уберечь посадки от трех главных неприятностей - червей, мошки и засухи. Для этого в земле копали три лунки, а потом засыпали их, как будто символически хоронили все три напасти. И при этом приговаривали нехитрое заклинание: «Одна лунка для суши, вторая - для мошки, третья - для червя».

Любопытный факт: погодные условия не могли повлиять на начало крестьянской огородной страды. За это Конана именовали еще и Страдником. Считалось, что начать вспахивать грядки нужно даже в самую плохую погоду, и тогда отсутствие разнообразных трудностей и богатый урожай овощей будут обеспечены всякому. Оставалось переждать последние 40 «утренников» - ночных заморозков до восхода солнца - и устанавливалась теплая погода, наилучшая для всхода первых овощей.

Алексеев день 30 марта

Алексей, человек Божий, чье благочестие поминают 30 марта, вырос в знатной римской семье. В свое время ему подобрали подходящую невесту царских кровей, однако вместо того, чтобы разделить с суженой ложе, юноша ушел из отчего дома, 17 лет просил милостыню в Эдессе и приобщался к вере Христовой. Впоследствии волей случая он снова оказался дома, но родные не признали его до самой кончины.

Православные по всей Руси чтили Алексея Теплого как избавителя от укусов змей и насекомых, покровителя рыболовства, а также как святого, в чей праздник начиналось бурное таяние снегов и льда.

Народные поверья гласили, что именно в Алексеев день рыба от глубинных зимовок приближается к берегу и с голода охотно берет почти любую наживку. Ради удачи на весь рыбацкий сезон крестьяне в этот день обязательно должны были спрясть хотя бы несколько нитей для новой сети. Примечательно, что женщины до такой работы не допускались - сети готовили всегда мужики.

Пчеловоды в Алексеев день наведывались на пчельник, оглаживали каждый улей и произносили заговор для пчел, чтббы те несли густой мед и чистый воск: «Господу богу на свечку, хозяину на проживание». А в южных областях даже выносили ульи на свежий воздух, и если пчелы в первый раз вылетали на сбор пыльцы, можно было ждать впоследствии обильных медов.

Алексей Теплый заставлял крестьян менять средства передвижения с саней на телеги, поскольку санный путь уже рушился и велик был риск встать вместе с санями посреди дороги. А того, кто садился в этот день в сани, согласно верованиям, судьба «прокатывала мимо» исполнения заветных желаний.

Если на Алексея было тепло, примета велела ждать скорого устойчивого тепла. Но когда паводок был уж слишком дружным и скорым, лето ожидалось дождливое. Однако какая бы погода ни стояла, все знали - Алексей, человек Божий, несет с собой весну, которая уже окончательно победила зимние холода.

Наступил третий месяц 2014 года и первый месяц весны - март. Месяц этот особый, потому что Новый год в Древней Руси начинался в марте. В русском народном календаре есть множество обычаев, обрядов и примет, связанных с этим месяцем.

Март-протальник

Русский народный календарь. Древнее и современное название месяцев.

Древние римляне нарекли март в честь бога войны Марса (латинское «Мартиус» ), бывшего также защитни­ком стад и полей. Этот месяц имеет много народных поэтических названий: протальник, капельник, зимобор. Украинцы и чехи называют его «березень» (в честь плача белокорой березы), белорусы - «соковник» (в честь на­чала движения березового сока). Издавна получило рас­пространение и название «березоль» - от слов «береза» и «зола». Слово это предавнее. Наши предки вырубали участки березового леса для распашки в первый весен­ний месяц.

Древнерусское название марта - сухий - намекало на бедность этого месяца осадками, по другой гипотезе - на сохнущий срубленный лес. Ведь при подсечной системе земледелия поля отвоевывали у леса: поваленные в феврале-сечене деревья после подсушки сжигали и на гарях-палах после прими­тивного рыхления высевали хлеба. Эта система земледелия известна как огневая. Более современное нам народ­ное название месяца - протальник: от появления первых проталин. Пушкин назвал март «утром года»:

Улыбкою ясною природа
Сквозь сон встречает утро года…

В марте день с ночью меряется, равняется. Возмож­но, за эту рубежную дату март у многих народов почи­тался первым месяцем года. На Руси традиция встречать новолетие в марте продержалась до середины XIV века, до правления Симеона Гордого, старшего сына Калиты.

В марте у весны «снежной» три дня рождения - ка­лендарный (первое число), синоптический (в солнечный полдень приземный воздух теплеет до нуля градусов и выше, а суточная температура переходит рубежный по­рог - минус 5 градусов), астрономический (весеннее рав­ноденствие - 21 марта). Началом метеорологической весны считается день перехода среднесуточной температуры воздуха через нуль градусов.

Мартовский календарь

1 марта (16.02) - Ярилин день . Ярила или Ярило - славянский мифологический и ритуальный персонаж, связанный с идеей сексуальной мощи и плодородия, которому принадлежит особая роль в весенней сельскохозяйственной обрядности. Волочился Ярила по всему свету, полю жито родил, людям детей плодил. А где он ногою, там жито копою, а куда он взглянет, там колос зацветает.

2 марта (17.02) - Фёдор Тирон и Мариамна . День памяти святого великомученика Фёдора Тирона и святой Мариамны , сестры апостола Филиппа и апостола Варфоломея. В народе великомученику Фёдору молились об отыскании потерявшихся или украденных вещей и пропавших людей. Также в апокрифе «Сказание о подвигах Фёдора Тиринина» данный персонаж предстаёт в качестве змееборца, что, несомненно, сближает его с героем былин - Добрыней Никитичем . К святой Мариамне люди обращались с просьбой защитить их от проделок кикиморы, да и сама святая называлась в народе - Маремьяна Праведная или Маремьяна Кикимора. Считалось, что на Фёдора ворона начинает строить гнездо.

3 марта (18.02) - Ярила с сохой-бороной. Овсянка. В этот день крестьяне несли кузнецам чинить рабочий инструмент - Ярила брался за соху и борону да топил снег. Много снегу - много хлеба; много воды - много травы. Снегу надует - хлеба прибудет; вода разольется - сена наберется. Считалось также, что в это день птичка овсянка, весело чирикая, возвещала наступление весны. Существовала традиция в этот день печь овсяное печенье - овсянники.

4 марта (19.02) - Архип . День памяти апостолов Архипа и Филимона. У крестьян в этот день была традиция угощать в своём доме нищих и убогих.

5 марта (20.02) - Лев Катальщик. День памяти Льва Чудотворца (ок. 720-789) - епископа итальянского города Катания на Сицилии. В народе Лев Катанский по созвучию стал называться Катальщиком , и поэтому нередко на Льва устраивали катания с гор. Плохой приметой считалось в этот день увидеть падающую звезду - маньяк.

6 марта (21.02) - Тимофей Весновей . Этот день получил название по имени преподобного Тимофея пустынника , жившего в VIII веке в монастыре «Символы» в Малой Азии близ горы Олимп. За свою безгрешную жизнь Тимофей получил от Бога дар исцеления болезней и изгнания нечистых духов. На Тимофея определяли, какой будет весна. Считалось, что в этот день начинают дуть тёплые ветры. Весновей веет и старого греет. До­жить бы до Весновея, а там зима не страшна. Тимофей Весновей - уж тепло у дверей. На Тимофея Весновея как ни злись метелица, а всё равно весной веет.

7 марта (22.02) - Маврикий Маврикия , пострадавшего за веру при императоре Максимиане Галерии . Считалось, что на Маврикия возвращаются домой перелётные птицы. Ранний прилёт скворцов, грачей и ласточек предвещал раннюю весну. Ранние ласточки - к счастливому году.

8 марта (23.02) - Поликарп . Сорока в лесу за гнездо принялась. День памяти преподобного Поликарпа Брянского , жившего в XVII веке. Считалось, что на Поликарпа пора сорокам в лес убираться, а тетеревам выступать с запевками. С этого дня сорока гостей не прочит, вперёд свахи к дому не летит.

9 марта (24.02) - Обретенье . Церковью в этот день отмечается праздник первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи (Иоанна Крестителя), которому молились об избавлении от головной боли. В народе этот православный праздник был переосмыслен. Считалось, что птицы в этот день обретают свои гнёзда, возвращаясь из тёплых мест. Имело значение, на какой стороне птицы начинали вить гнезда. Если сторона была солнечной, это предвещало холодное лето. Также старались предугадать погоду на Пасху. Снег в этот день предвещал холодную Пасху, сухая погода - Пасху без дождя.

10 марта (25.02) - Тарас Кумашник . День памяти святого Тарасия (730-806) 79-го патриарха Константинопольского, которому в народе молились об избавлении от кумахи - лихорадки.

11 марта (26.02) - Порфирий Поздний . День памяти святителя Порфирия архиепископа Газского (346-420), окончательно утвердившего христианство в палестинском городе Газа. По молитвам Порфирия совершались многочисленные чудеса и исцеления. На Порфирия весна уже близко, однако мороз может вернуться. Поэтому крестьяне ещё не выходили в поле. Примешься за полевые работы - ударит мороз и погубит посевы. Ранняя весна ничего не стоит, а поздняя - обманет.

12 марта (27.02) - Прокоп Перезимний (Прокоп Дорогокопатель ). День памяти преподобного Прокопия Декаполита , жившего в VIII веке в области Декаполиса (Десятиградия) к востоку от Галилейского озера. Прокопий был одним из противников иконоборческой ереси. По приказу византийского императора Льва Исавра (716-741) Прокопия бросили в темницу, где он томился вплоть до смерти монарха. Считалось, что на Прокопия наступает настоящая весна. На Прокопия снег лежал-лежал, а потом в речку убежал. На Прокопия санный путь непрочен. Прокоп Перезимник дорогу рушит, а сам в сугробе увяз.

13 марта (28.02) - Василий Капельник (Василий Тёплый ). День памяти святого Василия - сподвижника Прокопия Декаполита. Считалось, что на Василия всегда бывает оттепель, и с этого дня снегна крышах начинает таять. Придёт Василий Капельник - и зима заплачет. Василий Капельник - с крыш каплет. Посмотри на Васильев день на сосульки-капельники - и капель пойдет.

14 марта (01.03) - Евдокия Плющиха . По христианскому календарю день Святой Преподобной мученицы Евдокии , жившей во II веке н. э. По преданию Евдокия, будучи язычницей, приняла христианство и стала вести подвижнический образ жизни. За это Бог наградил её даром воскрешать мёртвых. В юлианском календаре (старый стиль) это было 1 марта - первый день весны, с которым было связано особенно много народных примет. Пришли Евдокеи - мужику затеи: соху точить, борону чинить. Авдотья-весновка весну сряжает. Евдокия - замочи-подол, под порогом мокро. Евдокия красна, и весна красна. С Евдокии-плющихи первые оттепели.

15 марта (02.03) - Федот Ветронос . День памяти священномученика Феодота , епископа города Киринии на Кипре, жившего в IV веке и пострадавшего за веру при императоре Лицинии (308-324). На Федота (народный вариант Феодота), как правило, дули сильные ветры, поэтому и получил Федот в народе прозвище «Ветронос». У Федота ветра, метели - бабам затеи. Евдокия Федота не спросила, весну снарядила, а он то крышу с сарая сорвет, то поленницу разворотит, мужиков заботит. Федот Ветронос задирает курам хвост. Обычно в этот день бывала оттепель. Федот серчает да к полудню обмякает, видать, и его солнце припекает. На случай если вместо оттепели ударял мороз, существовала своя поговорка. Федот - да не тот. Если Федот был холодный и ненастный, это предвещало холодное лето и позднее появление травы. На Федота занос - сено не спасешь. На Федота вьюга - долго травы не будет. Федот злой - не быть с травой.

16 марта (03.03) - Евтропий . В этот день отмечается память мученика Евтропия Амасийского, жившего в IV-V веках в Малой Азии. Евтропий путь торопит да снег топит.

17 марта (04.03) - Герасим Грачевник . День памяти Герасима Иорданского - монаха, жившего в V веке в Ликии. Широко известна легенда о том, как Герасиму удалось приручить дикого льва, вылечив его рану. Считалось, что в этот день грачи прилетали с юга. Ещё только что задымились, опроставшись от снега, про­талинки, а уж грачи тут как тут. О своём прилете они оповещают округу немолчным граем, суетясь на верхуш­ках облюбованных деревьев. Грач зиму расклевал. Герасим Грачевник грачей пригнал. Увидал грача - весну встречай. Грач на горе - так и весна на дворе. Герасим грача на Русь ведет - скоро снег сойдет.

18 марта (05.03) - Конон Огородник . День памяти святого мученика Конона Исаврийского , жившего, по преданию, в I веке в Вифании - селении, расположенном в Исаврии. В этот день крестьяне начинали копать огород. Конон Огородник на огород позвал. Искусники гряд пере­бивали парниковый грунт, меняли гнилые парубни, замачивали семена для высева. Навозишь на Огородника на гряды навоз - не хлебнешь зимой над печным горшком слез. Где лишняя навоза колышка, там лишняя хлеба коврижка. На Конона пытались предсказать, будет ли лето благоприятным. Если в день Конона вёдро, то градобитий летом не будет.

19 марта (06.03) - Константиновы круги . 19 марта (6 марта по старому стилю) Православная церковь празднует обретение Честного креста и гвоздей равноапостольной царицей Еленой в Иерусалиме. По преданию в 326 г. мать императора Константина Великого Елена отправилась в Иерусалим, где нашла крест, на котором был распят Иисус Христос. В этот день в народе считалось необходимым вытоптать снег вокруг колодцев. Делалось это, для того чтобы грязная вода в них не попала. Не плюй в колодец - пригодится воды напиться.

20 марта (07.03) - Василий Капельник . Считалось, что капель с сосулек в этот день предвещал хороший урожай льна и конопли, а пасмурная холодная погода к ночи - заморозки. С Василия весна идёт. С крыш капает, а за нос цапает.

21 марта (08.03) - Весеннее равноденствие. Вербоносица . День срав­нялся с ночью. Земля повернулась к Солнцу северным полушарием - зиме больше не быть. Все шире раздаются полыньи на быстрине: скоро вскроются реки. Зима кончается, весне почин. Считалось, что в этот день распускается верба.

22 марта (09.03) - Сороки. Сорок сороков. Сорок мучеников. Заклички весны. День памяти 40 воинов-христиан , принявших мученическую смерть за веру в Севастии в 320 году при императоре Лицинии. На Сороки приходится вторая встреча весны (первая на Сре­тенье - 15 февраля). В русском народе повсеместно существовала вера в то, что в этот день из тёплых стран прилетают первые жаворонки и приносят с собой весну. Поэтому крестьяне выходили окликать весну. Этот обряд сопровождался специальными обрядовыми песнями - веснянками. Весна-красна, на чём пришла? - На сохе, на бороне, на овсяном снопу, на ржаном скирду. Солнышко-вёдрышко, выгляни в окошко. Солнышко, нарядись, Красное, покажись! Пошли нам, Господи, тёплого лета, урожайного года и побольше света! На Сороки выпекали «жаворонков» - печенье в форме различных птичек. Жаворонки прилетели, на головку детям сели.

23 марта (10.03) - Василиса . День памяти святой мученицы Василисы Коринфской , которая жила в III веке и погибла в 258 году. Считалось, что на Василису туман съедает снег, а бегущие по небу облака предвещают дождь и тепло. На Василису день мглист - лен будет волокнист. С этого дня начинали ждать первую весеннюю грозу. У Василисы - весенние заботы: отвести воду от дома, чтобы в подпол вода не ушла.

24 марта (11.03) - Ефим . День памяти святителя Евфимия архиепископа Новгородского (1396-1458). Считалось, что на Ефима прилетают зяблики и чибисы, а зорька утренняя кукушкой голос подаёт. При первой кукушке брякни деньгами, чтоб водились. Ранняя кукушка до опушки дерева - к голоду.

25 марта (12.03) - Феофан . День памяти преподобного Феофана Исповедника (760-818) - византийского монаха и летописца, автора произведения под названием «Хронография» . Утренний туман на Феофана сулил богатый урожай льна и конопли. Считалось, что к этому дню полностью оттаивает почва и сходит снежный покров.

26 марта (13.03) - Никифор . День памяти (перенесение мощей) святителя Никифора Исповедника патриарха Константинопольского (ок. 758-828). Считалось, что на Никифора медведь просыпается в своей берлоге и начинает потягиваться.

27 марта (14.03) - Фёдор Скотник . День празднования Фёдоровской иконы Божьей Матери , хранящейся в Богоявленском соборе города Костромы. По преданию 27 марта (14 марта по старому стилю) 1613 года в Ипатьевском монастыре Костромы инокиня Марфа (в миру - Ксения Ивановна Шестова) благословила данной иконой на царствование своего сына - Михаила Фёдоровича Романова, который стал первым царём и основателем династии Романовых. Установленное церковью празднование дня иконы начинается с 1620 года, после возвращения из плена царского отца - патриарха Филарета (в миру - Фёдор Никитич Романов). С тех пор Фёдоровская икона Божьей Матери почитается как одна из святынь дома Романовых. Отсюда становится понятным и крестьянское название, вторая часть которого связана с тем, что на Фёдора было принято уделять особое внимание домашним животным: скотину выводили во двор, чистили и заговаривали от дурного глаза. На Фёдора Скотника не ленись - скотинке поклонись.

28 марта (15.03) - Никандр . День памяти святого мученика Никандра , пострадавшего в Египте при императоре Диоклетиане (284-305). В этот день было принято с особым уважением отзываться о лесе, потому и получил он название Лесного ухоженья.

29 марта (16.03) - Савин . День памяти святого мученика Савина правителя египетского города Гермополя, убитого при Диоклетиане в 287 году. 29 (16) марта известен также как Тележный день. В этот день было принято заниматься ремонтом телег, осматривать колёса и оглобли, а также готовиться к наступающему сельскохозяйственному сезону. На Савина сани покинь, телегу подвинь.

30 марта (17.03) - Алексей Тёплый. Алексей человек Божий. Святой Алексей был сыном римского сенатора Евфимиана, жившего во времена папы Иннокентия I (402-417). В юности Алексей покинул Рим, нищенствовал, а через много лет возвратился в родительский дом, где его никто не узнал, и стал жить подаянием, поститься и проводить дни и ночи в молитве. Незадолго до кончины Божьего человека, во время богослужения, папа Иннокентий услышал голос, исходящий от жертвенника: «Найдите человека Божия, который будет молиться за Рим. На рассвете в пятницу он оставит тело, и Господь примет его приношение» . В четверг вечером народ, папа и римские вельможи собрались в храме и стали просить Господа открыть имя святого. Тогда послышался голос: «В доме Евфимиана находятся его останки» . Верующие поспешили в дом сенатора, однако уже не застали святого в живых. В руках Алексея нашли свиток с его автобиографией, из которой следовало, что покойный был сыном Евфимиана. Святой Алексей был похоронен в римском храме Святого Петра, позднее его мощи были перенесены в храм Святого Вонифатия на Авентинском холме. Событийная основа Легенды об Алексее человеке Божьем относится к одному из самых популярных сюжетов европейской литературы. На Руси она послужила основой одноимённого народного стиха, который исполняли бродячие сказители - калики перехожие. На Алексея становиться уже совсем тепло, снег на горах начинает таять, и вода маленькими ручейками стекает в низменности. Каковы на тёплого Алексея-солногрея ручьи с гор, такова и пойма (вешние полые воды). Алексей - с гор потоки. Алексей - из каждого сугроба кувшин пролей. Алексей зиму-зимскую на нет сводит. На Алексея выверни оглобли из саней. Сряжай телегу, сани - на поветь. С Алексея загорит снег от земли, лед от воды. Вода с гор притекла - весну принесла. На Алексея с гор вода, а рыба со стану трогается.

31 марта (18.03) - Трофим-Евкарп . День памяти святых мучеников Трофима и Евкарпия , живших в Никомедии и пострадавших при императоре Диоклетиане (284-305). На Трофима-Евкарпа уже совсем тепло - снег на солнце так и тает, однако и зима нет-нет да и даст о себе знать, поморозив ночью санный путь. На Трофима-Евкарпа и спереди, и сзади - зима. На Трофимов марток продерет холодок.

Силуэты месяца. Зимобор, капельник

Первые числа марта

В первых числах марта еще стоит зимушка-зима. Фев­ральская ростепель сменяется морозцами и метелями-пощельницами. Но крепость зимы только кажущаяся, Перелом - основная черта предвесенья. Уже посыпались семена сосновых шишек, более протяжно запела юркая синица-большак. «Ци-ци-фюи, ци-ци-фюи» ,- доносится её голосок. Оживляется клев рыбы. Все это приметы весны. Да и только ли они! Спуститесь в ивняки, там уже верба посеребрила почки. Белые пуховички под стать снегу красуются.

Как ни мети метелица, а все весной повевает. Солн­це с каждым днем выше и светит дольше. Влажный ве­тер снег пригнетает. Вода на речках просасывает лед, проступая наружу.

Март у фенологов - предвесенье. Еще может закру­тить белыми хвостами поземка, еще временами морозцы скуют сырость, но:

Как зима ни злится, а все весне покорится.

А несвоевременное тепло обманчиво:

Раненько март веснянку затягивает - ненадежное тепло.

Мартовская погода

Русская поговорка гласит: «Календарным теплом не согреешься» . Еще чув­ствуется зима, хотя толщина снежного покрова заметно уменьшается, но весна уже рядом. Солнце постепенно начинает одолевать зиму. Днем рыхлеет, сочится, подго­рает, ноздрится снег. Земля еще мерзлая, а студеная и синяя вода-снеговица под снегом булькает все чаще и ча­ще. За ночь белое покрывало твердеет, а вода леденеет. Да и сугробы осели, уплотнились, кроме рыхлых заструг, оставленных поземкой. Взглянешь на небо, а оно уже не серо-мглистое, как зимой, а чистое, сине-голубое, лас­ковое.

Все чаще и чаще случаются погожие дни. Но в норо­ве первого месяца весны - переменчивость, неустойчи­вость. Об этом и народная поговорка: «Март месяц горазд куролесить» . Частенько наведывается «седая чародейка» . Нависнут тяжелые, темные облака низко над горизонтом, дохнет холодом, повалит мокрый снег. Даже пороши бывают обильные, особенно в начале месяца. Пошумливают вьюги-метели, но они длятся не более суток.

В марте тронут уже зимний пейзаж. Красивая земля, когда ее оплеснёт весеннее дыхание - признак больших перемен в природе.

В полдень, как разогреет, в лужице у порога начнут купаться воробьи. Переломилась погода. Нет уже колю­чего «утренника» . За окном позванивает капель. По на­родному календарю 14 марта весна снаряжается в до­рогу и убегает от зимы.

Сигналы живой природы

Сигналы живой природы в марте, хотя невнятные и робкие, но уже заметны, доступны наблюдательному че­ловеку. Красная верба (ракита) посеребрила почки - сбросила чешуйчатые колпачки с пушистых «барашков» , а тонкие, румяные молодые ветки покрылись сизым на­летом. Внутренняя часть коры стала желтоватой. Зеленью сияет кора осин и бересклетов. В тихую раннюю весну в еще не одетом зеленью лесу можно заметить облако зо­лотистой пыльцы - цветет орешник. Ароматная пыльца разлетается с мягких, удлиненных сережек потревожен­ного орехового куста. В солнечную рань сюда уже наведываются, жизнерадостно жужжа, пчелы за первым взят­ком. По обилию сережек с торчащими на почках пурпу­ровыми кисточками - липкими рыльцами цветков, ловя­щими пыльцу, можно судить о будущем урожае орехов.

В этом месяце у многих деревьев начинается сокодви­жение. Особенно много выделяют пасоки береза бородав­чатая и клен остролистый, когда температура воздуха днем в тени поднимается до плюс пяти градусов. Древес­ный сок представляет собой раствор органических и не­органических веществ. Первая часть их состоит из раз­ных кислот, белков и сахара, вторая - из минеральных солей.

Животный мир

В эту пору начинают линять зайцы, лисицы, белки. Волки держатся парами в отдаленных лесных чащах, В конце месяца серая волчица выводит детенышей. Появ­ляется первое поколение зайчат-«настовиков», в норах рождаются слепые барсучата и лисята. Белки тоже справ­ляют «свадьбы » и начинают ремонт своих гнезд. Из нор выползают хомяки, суслики. На солнцепеках - пер­вые насекомые. В середине дня, когда пригреет солнце, можно увидеть самых смелых разведчиков - шмелей и пчел. Повсюду чувствуется оживление природы.

В рыбьем царстве

А что же подо льдом, в рыбьем царстве? Как только реки и водоемы освобождаются ото льда, рыбы покидают «насиженные места» и переходят на мелководье, где вода быстро прогревается. Заботясь о своем будущем потом­стве, они начинают «жировать». Язи, плотва и окунь хо­дят по дну мелких участков, ищут корм, а щука не под­ходит к берегу, хотя и покинула уже ямы-стояки, в кото­рых стал иссякать кислород, и нет возможости поохотиться за мелкорыбьем. Налим, единственная пресноводная рыба из семейства тресковых, в марте обычно нерестится и жадно берет насадку на крючке. Недаром в народе го­ворят: «В марте с гор - вода, а рыба - с зимовья» .

Пословицы и поговорки

О марте народная молва говорила так:

Март-позимье сшибает рог зиме.
Как ты, февраль, ни злись, как ты, март, ни хмурься, а весной пахнет.
Февраль силен метелью, а март - капелью.
Февраль зиму выдувает, а март ломает.
В марте и курица из лужицы напьется.
В марте и на корыте едешь (бездорожье),
Мартушка закрутит вертушку.
Март неверен: то плачет, то смеется.
И март морозом на нос садится.
Марток - надевай двое порток.
Март морозом гордится.
Мартовский мороз с дуплом (не настоящий).
В марте сзади и спереди зима.
Февраль (воду) подпустит, март подберет.
Перезимний месяц март февралю-бокогрею меньшой брат, Евдокии-плющихе крестник (имеется в виду 14 мар­та - день встречи красной весны).

Этот месяц назван так в честь древнеримского бога войны Марса, который прежде признавался защитником мирного труда. В Древней Руси март называли «сухий», подметив бедность этого месяца осадками, а также «протальник», «капельник», «зимобор», «свистун», «пролетье».

Март — не весна, а предвесенье.

Март неверен: то плачет, то смеется.

Пришел марток — надевай семеро порток.

Приметы марта:

Март с водой — апрель с травой, май с цветами.

Март сухой да мокрый май — будет каша и каравай.

Если в марте снежок задуличами — будет урожай на огорожанину и ярицу.

Мартовский гром — к плодородию.

Если ранней весной сверкает молния, а грома не слыш-но — лето будет сухое.

Первый гром весной — признак наступающего тепла.

Если в мартовские метели снег ложится на полях не-ровно, волнисто, буграми, то хорошо уродятся овощи и яровые хлеба.

Частые туманы в марте предвещают дождливое лето.

Сухой март — плодородие, дождливый — неурожай.

Эта ветреная особа не отличалась постоянством: под настроение могла и помочь, и навредить. В разных местностях ее представ-ляли по-разному: то черноволосой девкой с горящими, как уголья, глазами, то уродливой старухой — женой домового или лешего. О погоде этого дня говорили так: Вздел Ярило зиму на вилы.

И в марте, бывает, вода льдом застывает.

Иногда и март морозом хвалится.

На Федора серая ворона начинает строить гнездо.

В этот день принято молиться об отыскании пропав-ших людей и вещей, отчитывать от неприятностей и злых духов амбары, хранилища семян, домашний скот и всех домашних животных.

Март у матери-зимы шубу купил, а через три дня ее продал.

Устраивали банный день, предварительно наложив крестное знамение на воду и трижды прочитав заговор:

Как матушка-водица течет и обмывает все каменья и коренья, так пусть с раба Божиего все скатится и сва-лится, все страхи, испуги, переполохи, сколодки, порча, бессонница скатятся, свалятся за горы, за луга, за темные леса. Аминь.

В ночь на 4 марта снятся провидческие сны, которые нужно записать, но никому не рассказывать.

5 марта — День Льва Катанского , сильные ветры. Харитонова жена под тыном шла, семьсот рубах нашла, ветер подул — все рубахи раздул.

Хозяйки пекли кокурки — крутые колобки на коровьем масле. В этот день не советуют смотреть на звезды, «а то скатится с твоей жизни вешнее времечко под стать падающей звезде».

6 марта — День преподобного Тимофея , весновея. Выходили на завалинку старики, на печи зиму коротавшие, погреть на весеннем солнышке свои косточки.

Тимофей-весновей — уж тепло у дверей.

Весновей теплом веет — стариков греет.

Дожить до весновея, а там и зима не страшна.

По Тимофею весна.

Считалось, что с этого дня необходимо каждый день гулять на свежем воздухе.

7 марта — День Маврикия . В этот день можно увидеть первых грачей, скворцов и жаворонков. Отмечался он и первыми солнечными оттепелями.

Увидел скворца — знать, весна у порога.

Сколько жаворонков — столько и проталинок.

Рано прилетели грачи да жаворонки — к теплой весне.

Коли перелетная птица течет стаями — к дружной весне.

Март любит куролесить: морозом гордится и на нос садится.

На Поликарпа пора сорокам в лес убираться, а тете-ревам выступать с запевками.

Если в этот день ясно, то и Пасха будет такая же; снег — к холодной Пасхе. Луна рогатая и яркая — еще будут сильные морозы.

В марте птичье потенье — гнезд обретенье.

Птица завивает гнездо, а,перелетная летит из теплых мест.

Приметы этого дня:

Если выпадает снег — то и Святая неделя (Пасха) будет холодной, а если сухо, то не ожидай дождя и в Пасху.

Если птицы начали вить гнезда на солнечной стороне — жди лета холодного.

С этого дня не принято спать днем, чтобы не напала кумоха — ли-хорадка.

Тарас, не опрокинь на матрас!

12 марта — День Прокопа-дорогорушителя . Торже-ство весенней распутицы. Вездесущие ребятишки ходили в лес и на первых проталинах разыскивали прошлогоднюю «морену» — клюкву и бруснику.

Ягода клюква,

Покажись крупна,

Да подснежная,

Да валежная.

Мы тебя искали,

По кочкам скакали.

Оттепель.

Придет батюшка Василий-капельник, и зима заплачет. . На Василия-теплого солнце в кругах — к урожаю.

14 марта — День Евдокии-Плющихи , названный в честь преподобномученицы Евдокии. Евдокия — весновка, свистунья, летоуказательница, В этот день (1 марта по старому стилю) Древняя Русь встречала Новый год,

С Евдокии погоже — все лето пригоже

Каковы Евдокеи, таково и лето.

Авдотья красна — и весна красна.

На Евдокию снег с дождем и теплый ветер — к мокрому лету, а мороз и северный ветер — к лету холодному.

Евдокия — замочи подол, под порогом мокро.

С Евдокии-Плющихи — первые оттепели.

День Евдокии ясный — на огурцы, капусту и грузди урожай.

Лужи на Евдокию у порога — пасечники в меду, ку-паться будут.

Длинные сосульки — к ранней весне.

Образ святой Евдокии слился в народном сознании с образом Весенницы — святой, которая посылает на землю весну. Если она прогневается, может задержать весеннюю воду, а потому крестьяне боялись ее и 1 марта не работали. В этот день они приносили в дом снежницу — талую водицу, умывали ею детишек, утирали больных, кропили стены, давали курам, чтобы хорошо неслись.

Пришли Евдокеи — мужику затеи: соху точить, борону чинить.

Женщины принимались за ткачество — этой работой они были заняты вплоть до посевной. Оканчивались сроки зимних наймов, начинались весенние (с Евдокии до Егория).

Евдокия-Плющиха — хранительница ключей от ве-сенних вод. От ее настроения зависит, скоро ли начнут таять реки.

15 марта День Федота-ветроноса, названный так в честь священномученика Феодота, епископа Киринейского. В этот день ждали оттепели и ветра.

Федот злой — не быть с травой.

На Федота занос — долго травы не будет. Евдокия-то Федота не спросила, весну снарядила. Вот и серчает этот денек.

Если в этот день случался мороз, говорили так: Федот — да не тот.

16 марта — Крестьяне крест-накрест переходили по-ле — приносили ветки для костра, привозили навоз. Это было нужно для того, чтобы солнце разогнало недобрую силу, согрело землю. Примечали: какова середина марта, таково и лето.

17 марта — День Герасима , названный так в честь преподобного Герасима Иорданского. В этот день ждали прилета грачей. Грачиное перо, подобранное на пахоте, считали оберегом.

Герасим-грачевник грачей пригнал.

Увидал грача — весну встречай.

Грач на горе — так и весна на дворе.

Прилетели грачи — через месяц сойдет снег, а журав-ли — скоро тронется лед.

Если грачи летят прямо на гнезда — будет бурная весна.

Если грачи сели в гнезда, то через три недели можно сеять.

В этот день нельзя обувать новые туфли:

Кто на Грачевника в новые лапти обуется, у того весь день будет шея скрипеть.

18 марта — День Конона-огородник а, градаря. Не-зависимо от погоды в этот день принято начинать пахать огород — по поверью, в этом случае урожай обязательно будет богатым. «Хотя бы в день Конона-Градаря была и зима, начинай пахать огород, и ты только почни в этот день, непременно огород будет добр, и овощу будет много», — утверждалось в старинных месяцесловах. Кроме того, самое время замочить семена капусты и помидоров для парников. Чтобы не сглазить урожай, делать это полага-лось «без чужого глаза», а в колодец, из которого брали воду для семян, нужно было бросить медную денежку. В этот же день следовало подготовить парники, а в целях борьбы с огородными вредителями и засухой выкопать на огороде три лунки, приговаривая: «Одна лунка для суши, другая для мошки, третья для червей».

Конон пришел — на огород позвал.

Коли на Конона ведро — лето будет без града.

19 марта — Обходили колодцы кругам и, чтобы горь-кими стоками не полнились, чтобы вода была чистой.

День сравнялся с ночью:

На Сороки день с ночью меряются, зима кончается, весна начинается.

На сорок святых прилетел кулик из-за моря, принес весну из неволья.

От Сорока мучеников отсчитывали сорок утренников (утренних морозов), и вдень Зосимы-пчельника (30 апре-ля) начинали сеять гречку.

Этот день — вторая встреча весны (первая — на Сре-тенье, 15 февраля). Люди радовались тому, что прошла половина Великого поста и приближается Пасха. У богини Лады, охранительницы, особенно почитаемой славянами, испрашивали разрешения закликать весну:

Благослови, мати,

Ой, мати Лада, мати,

Весну закликати.

Крестьяне считали, что в этот день из теплых краев прилетают сорок разных птиц, и первая из них — жаво-ронок. Тому, кто первым увидит его и услышит его песню, дарили булку-птицу от всей деревни. Хозяйки выпекали из ржаной муки «жаворонков» с распростертыми крыльями, глазки делали из сушеных ягод. Дети насаживали печенье на колышки или подвешивали на ниточках, выносили на улицу, подбрасывали вверх и кричали заклички:

Жаворонки, прилетите,

Студёну зиму унесите,

Теплу весну принесите:

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела,

Всю скотинку поморила.

Весна, весна красная,

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с огромною милостию:

Со льном большим,

С корнем глубоким,

С хлебом великим.

Весь день дети играли, водили хороводы на подтаявших лужайках, а под вечер прикрепляли печеные фигурки к веткам деревьев, прятали их под крыши домов и сараев, скармливали скоту и съедали сами. Кому из мужчин по-падется «жаворонок» с запеченной монеткой — тот на-значался «семейным засевальщиком», разбрасывающим первые пригоршни зерна. В Белоруссии вместо «жаворон-ков» пекли «аистов», в южных областях — «куликов». В некоторых местностях после принятия христианства стали готовить печенье в виде небольших крестиков, обладаю-щих, по поверьям, большой живительной силой. В такое печенье запекали различные предметы, символизирующие богатство или бедность, счастье или неудачи. Собравши-еся за столом члены семьи одновременно разламывали доставшиеся им фигурки и гадали на свою судьбу. Дети выбегали на улицу с печеньями-крестиками и выкрики-вали заклички:

Крестики, крестики, жавороночки,

Крест подают и водой обдают,

Половина-то говина перевалится,

Кадка с молоком перекатится.

Если же дни стояли морозные даже после закликания весны, то крестьяне выбрасывали на улицу специально испеченные колобки — шарики из теста — и выставляли на крыльцо миску овсяного киселя, приговаривая:

Мороз-Красный нос,

Вот тебе хлеб и овес,

А теперь убирайся подобру-поздорову!

Таких колобков можно было испечь сорок штук и вы-брасывать каждый день по одному, ежедневно напоминая забывчивому морозу о том, что пора и честь знать. Верили, что мороз, наевшись угощения, уйдет до следующего года и не станет мешать крестьянам в их весенних посевных работах. Таким образом, ритуальное выпекание хлеба призвано было способствовать новому урожаю.

Позвав весну, крестьяне начинали активную подготовку к весенним полевым работам.

24 марта — День Евфимия . Если холода к этому вре-мени заканчивались — предстояло теплое лето.

Феофан — проломи наст.

На Феофана туман — урожай на лен и коноплю.

Если в этот день вдруг заболеет лошадь, то все лето для работы годно не будет.

На Никифора медведь в берлоге потягивается. Прилет ранних гусей — к урожайному лету. Рыбаки примечали: по последнему льду хорошо клюют плотва, окунь и язь.

На Саввина сани покинь, телегу подвинь.

Если на Саввина тепло, то весна будет теплой.

Если чайка прилетела — скоро лед пройдет.

30 марта — День Алекеея-солногрея, или Алексея теплого . День назван в честь преподобного Алексия, че-ловека Божьего.

Алексей — с гор потоки.

На Алексея выверни оглобли из саней.

Алексей — человек Божий, зиму-зимскую на нет сводит.

Алексей — из каждого сугроба кувшин пролей.

Сверху печет, снизу течет.

Алексей — теплый — сани на поветь.

Каковы на Алексея ручьи, такова и пойма (разлив).

Если в этот день появлялись большие ручьи — ждали теплой и благоприятной весны, а с ней и хороших урожаев. Дети пускали в весенние ручейки кораблики, вырезанные из коры, и соревновались — чей поплывет быстрее.

Кораблик плывет,

Товары везет:

Все дешевые,

Все грошовые!

Смолы да вару —

На грош всего товару;

Дыму да ветру —

Ничего в трюме нету!

Дети играли в детскую весеннюю игру «Родничок»: становились друг за другом по одну сторону весеннего ручья, обхватывали друг друга руками за пояс и пели песню. Спев, боком перепрыгивали через ручей на дру-гую сторону, мешая при этом друг другу, придерживая и стараясь столкнуть в воду. Кто из ребят коснется воды — из игры выбывает.

Кирилл — дери полоз.

Появление комаров в этот день предвещало тепло.