Меню

Запоминание методом связанных ассоциаций. Представьте картину для каждого элемента списка

Красота

В этой статье Вы узнаете о том, как лучше запоминать информацию благодаря надежным способам, которые уже помогли многим людям в учебе, чтении и обучении в целом.

Если Вы читаете научную литературу, чтобы изучить какую-то конкретную тему (скажем, инвестиции или интернет-маркетинг) или подготовиться к экзаменам, Вам помогут несколько правил, которые будут постоянно увеличивать Ваши возможности запоминать и воспроизводить материал.

Используйте эти правила каждый день и увеличивайте свой учебный потенциал.

Как лучше запоминать информацию:

Правило № 1: Сначала быстрое чтение, потом — детализированное

Обычно люди стараются запомнить все детали из прочитанного материала за один присест, но лучший способ выучить сложную информацию – это разделить процесс чтения на два или три этапа.

Сначала пробегите глазами по тексту, который Вам нужно прочитать (две-три страницы будет в самый раз), читая поверхностно. Не заставляйте себя запоминать что-либо во время первого чтения.

Теперь вернитесь к этому же материалу, читая медленно в этот раз. Произносите трудные слова вслух. Подчеркивайте сложные слова или ключевые понятия.

Если Вы все еще чувствуете себя озадаченным, пройдитесь по материалу в третий раз. Вы будете поражены тем, как много информации поместилось в Вашей голове!

Правило № 2: Делайте заметки

Изучая новый материал (на лекции, вебинаре, просто читая что-то), делайте заметки.

Спустя некоторое время, перепишите свои заметки в тетрадь, собирая и обобщая при этом всю информацию. Вы заметите, что Вы, вероятно, записали часть информации или материалов, которая казалась Вам очень важной во время лекции, но теперь уже не представляет интереса.

Опирайтесь на концепты, которые Вы записали, но не четко объяснили, записывая свои мысли. Посмотрите определения ключевых слов и внешних ресурсов. Запишите информацию, которую Вы нашли, в таком виде, в каком Вам удобно. Это закрепит информацию в вашей памяти.

Правило № 3: Учите других

Мы лучше всего запоминаем, когда учим других. Вот почему учебные группы могут быть очень эффективными, если их правильно использовать. Вместо того, чтобы использовать свою группу только для выполнения каких-либо заданий, попросите своего партнера «прогнать» Вас по пройденному материалу, заставить Вас устно еще раз повторить то, что Вы выучили.

Найдите в классе человека, который плохо учится, и станьте для него неформальным наставником.

Если Вы не можете найти такого «ученика», расскажите Вашему партнеру или соседу по комнате о том, что Вы узнали в классе. Не повторяйте материал, который Вы уже хорошо знаете.

Выберите информацию, с пониманием которой у Вас возникли проблемы, и заставьте себя объяснить ее кому-то за обедом или во время прогулки с собакой. Это позволит Вам действительно понять всю суть материала, который Вы учили.

Правило № 4: Говорите сами с собой

Хотите – верьте, хотите – нет, но слушая собственный голос, Вы сможете легче запоминать новые факты. Запишите на диктофон, как Вы читаете ключевые слова и определения вслух, а позже прослушайте. Этот трюк сделает Ваше самообучение более эффективным. У Вас будут задействованы несколько чувств одновременно — слуховые, вербальные и визуальные — плюс Вы будете более внимательны, так как чтение вслух требует концентрации.

Есть еще одна забавная хитрость. Она заключается в том, чтобы сделать из гибкой ПВХ трубы «телефонную трубку», которую Вы могли бы подносить ко рту и прикладывать к уху во время чтения вслух. Хотите – верьте, хотите – нет, но концентрированный звук собственного голоса, проходящий через этот «телефон», будет проще запомнить, чем Ваш обычный голос во время чтения материала вслух.

Правило № 5: Используйте визуальные подсказки

Многие из нас запоминают все с помощью визуального канала. Вы можете фактически запечатлеть в своем сознании образ формулы, определения или понятия, и сможете легко вспомнить нужную информацию во время теста или в случае необходимости.

Используйте эту функцию Вашей памяти, рисуя картинки на карточках или используя различные цветные маркеры, когда записываете информацию, необходимую для запоминания.

Например, если Вам нужно запомнить латинский или греческий корень слова, Вы можете рисовать картинки, которые символизируют значения этих слов. Латинское слово «аqua» означает воду, так что Вы можете написать «aqua» голубым маркером и нарисовать рядом каплю. Латинское слово «spec» означает смотреть, так что Вы можете нарисовать рядом очки.

Карточки также являются полезным инструментом для визуального запоминания, особенно если Вы используете картинки и цвета, чтобы сделать их. Вы на самом деле может вспомнить слово или формулу просто потому, что вспомните, как Вы мучились, решая каким цветом стоит написать это определение – оранжевым или зеленым. Цвет может вызвать Вашу зрительную память, что и поможет Вам получить доступ к информации.

Посмотрите интересное видео про визуальные заметки, помогающие быстро запоминать информацию:

Правило № 6: Используйте шокирующий стимул

Было ли у Вас когда-нибудь ощущение во время учебы, что Вы просто неспособны запомнить важную информацию?

Хотите – верьте, хотите — нет, но использование какого-нибудь шокирующего физического стимула поможет Вам понять, а затем и запомнить сложный материал.

Согласно исследованию, проводимо на тему: «Как лучше запоминать», если положить руку в миску с ледяной водой во время учебы, то это поможет запомнить, а потом вспомнить нужную информацию. Это происходит потому, что отрицательные раздражители активируют часть Вашего мозга, отвечающую за память (предположительно это происходит для того, чтобы мы лучше запоминаем негативный опыт, чтобы не повторять его, но это так же эффективно работает при обычном запоминании информации).

Вы можете использовать ледяную воду, что-то горячее или умеренную боль, чтобы помочь себе запомнить сложную информацию. Попробуйте щипать себя за руку, держа мешочек со льдом в руке, или держите чашку горячего чая во время учебы, чтобы стимулировать Вашу память. Главное не навредить себе по-настоящему!

Правило № 7: Жуйте жвачку

Учителя могут запрещать жевание резинки на своих уроках, потому что они не хотят потом отдирать ее из-под столов, но сам процесс жевания жвачки может помочь Вам лучше учиться и справляться с тестами.

Одно исследование изучало эффект от жевания резинки во время теста (на примере выпускников). Исследование показало, что жевание резинки помогло ученикам закончить тест на 20 минут раньше.

Другое исследование было проведено на восьмиклассниках, сдававших годовой экзамен по математике. Результаты показали, что ученики, которые жевали резинку, получили за тест оценку на 3 процента выше, чем их товарищи, не жевавшие резинку.

Как жвачка помогает лучше запоминать информацию?

Процесс жевания жвачки стимулирует приток крови к мозгу и помогает Вам оставаться бодрым.

Какие жвачки лучше действуют?

Не имеет значения, жуете ли Вы жвачку с сахаром или без. Значение имеет ее вкус. Переходите на жвачки со вкусом мяты, поскольку мята действует как психический стимулятор и поможет Вам чувствовать себя спокойным и сконцентрированным.

Правило № 8: Участвуйте в работе класса, даже когда чувствуете дискомфорт

Возникли проблемы с определенным понятием?

Большинство из нас предпочитают отсидеться где-нибудь в уголке и остаться незамеченными в классе, пока нам не разложат весь материал по полочкам. Но эта привычка всегда будет мешать Вам в процессе обучения. Поднимите руку, задайте вопрос или добровольно поучаствуйте в обсуждении темы, с которой у Вас возникли затруднения.

Вы не посещаете групповые занятия? Найдите кого-то, кто понимает нужную Вам тему, и обратитесь за советом или помощью. Пусть вас беспокоит то, что Вы что-то не понимаете.

Дискомфорт, который Вы чувствуете во время выполнения этих действий, повысит Ваши возможности запоминания. Вы получите ответы на Ваши вопросы и легко сможете вспомнить материал позже, когда будет больше всего нужно.

Правило № 9: Выделяйте и перефразируйте то, что читаете

Читая трудный для понимания текст, Вам может показаться, что у Вас уже буквы плывут перед глазами. Подчеркивайте и выделяйте ключевые слова и понятия во время чтения.

Произносите слова или понятия вслух в то время, как выделяете их, а затем запишите (при этом перефразировав) материал в тетрадь. Это поможет вам переварить всю информацию, а не просто поверхностно пробежаться по ней глазами.

Правило № 10: Придумывайте стишки или песни

Вам, конечно, не нужно будет проделывать этот трюк с большинством материала, но Вы можете открыть для себя пользу в придумывании стихотворений, рифм или запоминающихся песен, которые помогут запомнить особо сложные формулы.

Вам может оказаться легче запомнить формулу, если Вы придумаете для нее музыкальное оформление.

Как формулы помогают лучше запоминать информацию?

Многие формулы не имеют для нас никакого смысла. Они выглядят как список случайных цифр и букв, или кажутся набором случайных инструкций, которым не хватает связующего элемента.

Если Вы превратите формулу в песню или стих, Вы осознаете то, что когда-то казалось иррациональным, и это осмысление материала позволит Вашему мозгу лучше воспринять информацию и сохранить ее таким образом, чтобы потом к ней можно было легко получить доступ.

Правило № 11: Ищите ассоциации

Аналогичным образом, метод ассоциаций может помочь Вам отыскать связь между датами или отдельными фактами, которые необходимо запомнить в определенном порядке.

Найдите способ связать дату и имя, чтобы в этом был какой-то смысл, используя игру цифр или слов. Вы, наверное, уже когда-то делали что-то подобное, когда Вам нужно было запоминать пароль или номер телефона.

Найдите способ связать число с именем таким образом, чтобы это имело смысл для Вас и вопрос, как лучше запоминать информацию, не будет для Вас таким острым.

Правило № 12: Делайте перерывы во время учебы

Если Вы постоянно учитесь на протяжении длительного периода времени, то можете заметить, что Ваша производительность падает по мере того, как долго Вы просиживаете за занятиями. Исследования доказывают, что во время учебы необходимо делать 10-минутный перерыв каждый час, чтобы максимизировать производительность.

С чего должен состоять такой перерыв?

Обязательно встаньте, пойдите в туалет, выпейте чего-то или перекусите. Лучше всего покинуть комнату, в которой Вы сидите, и немного подвигаться, чтобы улучшить кровоток. Если у Вас есть такая возможность, попрыгайте или сделайте растяжку, чтобы получить прилив адреналина и взбодриться. После этого можете опять браться за работу.

Правило № 13: Найдите практическое применение

Возникли проблемы с запоминанием формулы или теории?

Проблема в том, что Вы, вероятно, не нашли практическое применение для этого понятия в жизни, поэтому ваш мозг все никак не хочет его запоминать.

Представьте, как можно использовать на практике эту формулу или понятие для решения реальной проблемы. Если это возможно, разыграйте или мысленно представьте себе влияние этой проблемы в практической плоскости. Это поможет Вам понять формулу или понятие и в случае надобности легко вспомнить.

Правило № 14: Создайте физический образ

Некоторые концепции трудно понять, пока Вы не увидите их физический образ или иллюстрацию идеи.

Например, оценить важность микроскопического анализа Вы сможете, взглянув на изображение цепи ДНК или анатомии клетки. Если вы не можете создать физический образ или картинку, найдите изображение в Интернете. Это поможет Вам отчетливо представить проблему.

Правило № 15: Читайте важную информацию перед сном

Наш мозг продолжает работать, даже когда мы спим. Перечитайте свои конспекты перед сном еще раз, чтобы Ваш мозг смог лучше усвоить материал в то время, когда Вы спите.

Не читайте ничего, что вызывает у Вас тревогу или огорчает (так Вы рискуете нарушить свой сон). Вместо этого используйте этот трюк, чтобы закрепить основные понятия и информацию, которая понадобиться Вам позже.

Правило № 16: Практикуйте дыхательные упражнения

Стресс подавляет способность к концентрации и усложняет доступ к информации, которую Вы уже выучили.

Вот почему Вы спокойно можете понять принцип, находясь в классе, но затем зайти в тупик во время написания теста. Вы знаете, что информация находится где-то на задворках Вашего разума, но Вы просто не можете получить доступ к ней. Это происходит потому, что стресс отключает Вашу возможность концентрироваться на чем-либо, у Вас остаётся только реакция «бей или беги».

Чтобы побороть стресс, делайте на протяжении от трех до пяти минут.

Найдите тихое место, установите таймер, закройте глаза, а затем сосредоточьтесь исключительно на своем дыхании. Вдохните как можно глубже, задержите дыхание, пока не почувствуете небольшой дискомфорт, а затем медленно выдохните, пока Вы не почувствуете полного облегчения.

Повторяйте в том же духе, не беспокоясь ни о чем и фокусируя все внимание на том, как приятно просто дышать, пока таймер не прозвонит.

Попробуйте выше перечисленные способы запоминания информации и найдите самые эффективные для Вас.

Удачи в усвоении новой информации!

Вас это заинтересует:

В этом уроке вы найдете две страницы с рисунками, которые позволят вам быстро и легко запоминать список до 26 совершенно не связанных между собой слов или список дел, которые вам необходимо совершить в течение дня.

Посмотрите на рисунки–и вы заметите, что каждый из них напоминает букву алфавита. Вам достаточно нескольких минут, чтобы надежно их запомнить. Таким образом в вашей. памяти выстроится цепочка из 26 образов, прочность которой обеспечивается затвержденным с детства алфавитом.

Предположим теперь, что вам в течение дня необходимо:

– купить газету;

– отправить письмо по почте;

– забрать фотографии у фотографа;

– отнести врачу рентгеновский снимок;

– купить масло, хлеб, яйца, варенье, бифштекс;

– позвонить вашему другу Дюрану.

Этот список составлен случайно, а не подбирался в качестве примера. Чтобы его запомнить, вам достаточно связать каждое ключевое слово (выделены) с одним из предметов вашей цепочки. Необходимо представить себе мысленно, и как можно отчетливее, оба связанных предмета.

Итак, я начинаю со связи газеты и циркуля. Это легко, я представил себе циркуль, очерчивающий круг на моей газете.

Пара «очки – почта» (или почтовый ящик); это менее очевидно, но я просто представляю самого себя, опускающим очки в почтовый ящик. Это смешно, но поэтому запомнится легче. Я мысленно хорошо представляю себе эту сцену.

Луна и фотография? Я представляю себе, что луна на небе не настоящая, что это громадная фотография луны. Я также могу вообразить гигантский фотоаппарат, расположенный перед луной и снимающий ее. Еще одна мысленная картина: я вижу луну в видоискателе моего фотоаппарата. Любая из этих сцен позволяет мне установить ассоциацию» луна–фотография?

Теперь очередь врача. Его легко связать с луком. Я представляю сцену: врач в своем кабинете стреляет из лука в рентгеновский снимок. Глупо, но верно для ассоциации: лук–врач – рентгеновский снимок.

Картина по поводу масла: я вонзаю трезубец в большой кусок масла. Я представляю себе хлеб, опирающийся на костыль; яйца, раздавленные тисками; пирамиду из банок с вареньем, которую я разглядываю через бинокль. Я ставлю свечу на середину бифштекса (или подогреваю бифштекс на свече).

Последний пункт списка дел: звонок Дюрану. Я представляю себе Дюрана, говорящего по телефону под зонтиком.

Все названные ассоциации легко придумать. При небольшом навыке они устанавливаются мгновенно. Всегда пытайтесь использовать движение (опускание очков в почтовый ящик) или что–нибудь смешное (врач, стреляющий из лука по рентгеновскому снимку).

Для того, чтобы вспомнить список, поступают в обратном порядке:

– буква А (первое дело – первая буква алфавита). А – это циркуль.

Перед мысленным взором сейчас же встает картинка: циркуль на газете. Таким образом я мгновенно вспоминаю «газета»;

– буква В (второе дело).В–это очки. Я их опускал в почтовый ящик. Таким образом я вспоминаю о своем письме.

С помощью этого способа вы можете очень просто запомнить список из любых 26 слов. Этот способ можно использовать для запоминания списка железнодорожных станций. Речь здесь идет о словах без смысла, необходимо поэтому сначала переделать каждое название города в конкретное слово, которое вам напомнит это название. Горький, Серпухов, Клин, Ростов будут представлены как горчица, серп, клин, росток дерева и т.д. Слово «горчица» вы ассоциируете с циркулем, затем серп–с очками и т.д.

Таким образом вы можете выучить быстро 12, 15 или 30–20 станций какой–либо ветки железной дороги или названия населенных пунктов, которые вы должны проехать во время поездки на автомобиле. Теперь у вас будет возможность не сверять свой маршрут, управляя автомашиной. Вы восстановите ваши картинки в алфавитном порядке и мгновенно найдете названия городов или поселков, которые необходимо проехать один за другим.

В этом уроке вы найдете две страницы с рисунками, которые позволят вам быстро и легко запоминать список до 26 совершенно не связанных между собой слов или список дел, которые вам необходимо совершить в течение дня.

Посмотрите на рисунки-и вы заметите, что каждый из них напоминает букву алфавита. Вам достаточно нескольких минут, чтобы надежно их запомнить. Таким образом в вашей. памяти выстроится цепочка из 26 образов, прочность которой обеспечивается затвержденным с детства алфавитом.

Предположим теперь, что вам в течение дня необходимо:

Купить газету;

Отправить письмо по почте;

Забрать фотографии у фотографа;

Отнести врачу рентгеновский снимок;

Купить масло, хлеб, яйца, варенье, бифштекс;

Позвонить вашему другу Дюрану.

Этот список составлен случайно, а не подбирался в качестве примера. Чтобы его запомнить, вам достаточно связать каждое ключевое слово (выделены) с одним из предметов вашей цепочки. Необходимо представить себе мысленно, и как можно отчетливее, оба связанных предмета.

Итак, я начинаю со связи газеты и циркуля. Это легко, я представил себе циркуль, очерчивающий круг на моей газете.

Пара "очки - почта" (или почтовый ящик); это менее очевидно, но я просто представляю самого себя, опускающим очки в почтовый ящик. Это смешно, но поэтому запомнится легче. Я мысленно хорошо представляю себе эту сцену.



Луна и фотография? Я представляю себе, что луна на небе не настоящая, что это громадная фотография луны. Я также могу вообразить гигантский фотоаппарат, расположенный перед луной и снимающий ее. Еще одна мысленная картина: я вижу луну в видоискателе моего фотоаппарата. Любая из этих сцен позволяет мне установить ассоциацию" луна-фотография?

Теперь очередь врача. Его легко связать с луком. Я представляю сцену: врач в своем кабинете стреляет из лука в рентгеновский снимок. Глупо, но верно для ассоциации: лук -врач - рентгеновский снимок.

Картина по поводу масла: я вонзаю трезубец в большой кусок масла. Я представляю себе хлеб, опирающийся на костыль; яйца, раздавленные тисками; пирамиду из банок с вареньем, которую я разглядываю через бинокль. Я ставлю свечу на середину бифштекса (или подогреваю бифштекс на свече).

Последний пункт списка дел: звонок Дюрану. Я представляю себе Дюрана, говорящего по телефону под зонтиком.

Все названные ассоциации легко придумать. При небольшом навыке они устанавливаются мгновенно. Всегда пытайтесь использовать движение (опускание очков в почтовый ящик) или что-нибудь смешное (врач, стреляющий из лука по рентгеновскому снимку).

Для того, чтобы вспомнить список, поступают в обратном порядке:

Буква А (первое дело - первая буква алфавита). А - это циркуль.

Перед мысленным взором сейчас же встает картинка: циркуль на газете. Таким образом я мгновенно вспоминаю "газета";

Буква В (второе дело).В-это очки. Я их опускал в почтовый ящик. Таким образом я вспоминаю о своем письме.

С помощью этого способа вы можете очень просто запомнить список из любых 26 слов. Этот способ можно использовать для запоминания списка железнодорожных станций. Речь здесь идет о словах без смысла, необходимо поэтому сначала переделать каждое название города в конкретное слово, которое вам напомнит это название. Горький, Серпухов, Клин, Ростов будут представлены как горчица, серп, клин, росток дерева и т.д. Слово "горчица" вы ассоциируете с циркулем, затем серп- с очками и т.д.

Таким образом вы можете выучить быстро 12, 15 или 30-20 станций какой-либо ветки железной дороги или названия населенных пунктов, которые вы должны проехать во время поездки на автомобиле. Теперь у вас будет возможность не сверять свой маршрут, управляя автомашиной. Вы восстановите ваши картинки в алфавитном порядке и мгновенно найдете названия городов или поселков, которые необходимо проехать один за другим.


В преддверии экзамена или при самостоятельном изучении сложного материала полезно вспомнить о мнемонических техниках. Мнемоника, или мнемотехника – это набор особых приемов запоминания через ассоциации.

Мнемотехника помогает не всегда: например, общепризнано, что нет смысла учить иностранные слова, ассоциируя их со словами родного языка - даже вызубрив весь словарь, на иностранном не заговоришь. Но если речь идет о запоминании связных текстов или перечней, которые как перечни и используются – мнемоника вполне может помочь. Перед вами рассказ об одной из техник: такие материалы в помощь учащимся будут публиковаться здесь и дальше.

Дворец памяти — в каждую квартиру!

Мнемоническая техника «Локи» (от латинского locātio, размещение) – способ запоминания, известный еще в древнем Риме. Он основан на создании ассоциаций между конкретным местом и перечнем слов, которые нужно запомнить, и может включать, кроме пространственных, еще и звуковые ассоциации.

Чтобы воспользоваться этой мнемонической техникой, нужно привязать запоминаемый перечень к образу некоего пространства или маршрута, который вы уже помните наизусть, и одновременно, хотя бы отчасти, – к звучанию названий предметов, встречающихся на вашем пути. Другая разновидность техники предлагает отталкивать только от общего ландшафта вашей локации, а образно-ассоциативные стимулы произвольно расставлять по дороге. Локацией, кстати, может быть не только настоящий дворец или любое другое помещение, но и письменный стол, кухонный шкаф и даже ваше собственное тело.

Запоминаем географические названия

Проще всего эту технику применить к географическим названиям (наверное, потому, что речь тоже о размещении).

Например, вам нужно запомнить названия крайних точек материков. В качестве «опорного маршрута» выбираете собственную квартиру. И воображаете себе путешествие по ней. Пусть в прихожей у вас находится Европа, в гостиной – Северная Америка, в спальне – Южная Америка, кухне располагается Африка, а на балконе – Австралия. Итак, вы входите в прихожую и смотрите в зеркало, показывая себе свои же ЧЕЛЮСти (м.Челюскин). Снимаете ПИджак и достаете из кармана АЙфон (м. Пиай). Развязываете шнуРОК (м.Рока), а потом второй. И достаете из оДЕЖНого шкафа то, в чем ходите дома (м.Дежнева).

Теперь проследуем в гостиную. После вчерашней вечеринки здесь будто бы прошел сМЕРЧ, зато розовые шторы на окнах навевают СОН (м. Мерчисон). Из фотоальбома выпала карточка бабушки МАРЬи, ТОненькой старушки (м. Марьято). Остальные адреса есть на книжной полке: СЕНТиментальные романы ЧАРЛЬЗа Диккенса (м.Сент-Чарльз), «Маленький ПРИНЦ» и собрание сочинений Герберта УЭЛЬСа (м. принца Уэльского).

Думаю, принцип ясен. И чуть задумавшись, применить эту технику можно не только к географии, но и к запоминанию любого перечня.

Запоминаем правила пунктуации

Возьмем, например, русскую пунктуацию. Грамматические правила удобнее запоминать в форме примеров, а не формулировок – формулировку обычно можно из примера вывести. Обратимся к непростому правилу об обособлении приложений.

Итак, вы снова в вашей квартире и ищете в ней случаи обособления этой конструкции запятыми и дефисами, а также сходные случаи, где запятая не нужна. Отведем для основных правил основные помещения, а для уточнений – служебные.

Прямо напротив двери стоит стеной шкаф, массивное сооружение, куда вы вешаете куртку (распространенное обособленное приложение, относящееся к обособленному существительному). Затем вы следуете на кухню чтобы съесть бутерброд с колбасой, сандвич (нераспространенное приложение, относящееся к другому существительному, имеющему зависимые слова). Дома прохладно, так что вы включаете духовку-печку (обособление одиночного приложения, нарицательного существительного, при помощи дефиса). И подмигиваете висящей на стене фотографии Танюхи-сестренки (Дружка-любимца ). Нет ни Дружка, ни Танюхи? Поселите их в своем воображении, чтобы запомнить случай обособления приложения к имени собственному при помощи дефиса.

Далее. Вы взяли свой любимый бутерброд, сандвич, и двинулись в комнату. Скорее всего, у вас на столе стоит компьютер. Билл Гейтс, великий инженер и бизнесмен, приобщил нас всех к компьютерным технологиям (обособление распространенного приложения после имени собственного). Человек практичный, Гейтс пока закрывает глаза на некоторое количество нелицензионных программ, установленных большинством пользователей в Восточной Европе (обособление приложения перед именем собственным, если оно имеет оттенок причинности). Талантливый предприниматель, он продает новые версии программ даже в Москве (обособление приложения к местоимению).

Но мы отвлеклись. Собираетесь ли вы ЕСТЬ свой любимый бутерброд, то есть сандвич ? Уже поели-попИЛИ? Теперь загляните под компьютерный стол. Там много всякого барахла, или мусора. ПровоДА, ЖЕлезки, какие-то винтики. Все эта мелочь, даже хлам, постоянно скапливается под столом. А что вы увидите, если посмотрите НАПРаво? Возможно, искомую книжку, например словарь ? Вы давно обещали дать ее почитать однокласснику, по имени Глеб. Составил словарь великий филолог, по фамилии Даль. А уговорил вас купить сосед-книготорговец, по прозванию Серый.

Выбирайтесь из-под стола со своим словарем. У вас хорошие способности сыщика! А есть ли в вашей комнате что-то, стоящее или лежащее обОСОБленно? Отлично, вот этот вентилятор (телевизор, музыкальный центр, ваза или мяч в углу). Родственники, в особенности дядя и тетя , любят спрашивать, КАК часто вы этим пользуетесь. Как человек аккуратный, ваш дядя не выносит вида долго не используемых вещей. Так что выЧИСЛяйте! Учить уроки, в том числе математику, можно в самых неожиданных условиях. (В последних двух абзацах перечислены приложения, обособление которых связано с употреблением конкретных союзов. Чтобы лучше запомнить союзы, добавлены и звуковые ассоциации).

За случаями, где запятая не нужна, отправимся в служебные помещения. Например, в ванную. Вспомните, вы недавно приглашали соседа как сантехника , но он ничего не починил (не нужна запятая перед «как» со значением «в качестве»). Теперь вам нужен настоящий сантехник по фамилии Петров (не нужна запятая перед «по фамилии», если оборот не имеет значения уточнения). Опытный и безотказный мастер Петров уже вышел из запоя (не нужна запятая перед именем собственным, если предшествующее уточнение не имеет оттенка значения причинности, не дополняется без искажения смысла словом «будучи»). Осталось его дождаться: у вас в туалете для облегчения ожидания как раз припасена газета «Советская Белоруссия» (несогласованные уточнения заключаются в кавычки и запятой не отделяются).

В последнем абзаце мы обошлись без звукоподражания, надеясь, что некоторая интимность описываемого помещения сама по себе усилит ассоциации.

Попробуйте сделать то же самое с любым трудно поддающимся запоминанию правилом – и посмотрите, что получится. Будем рады, если поделитесь впечатлениями.

Как запоминать списки? Попробуйте технику «Локи» (дворцы памяти)

Ключом к улучшению вашей памяти является постоянная тренировка воображения с привлечением максимального количества органов чувств во время зашифровки информации, которую вы хотите запомнить.

Чем лучше у вас воображение, тем лучше ваша память и ваша способность запомнить список.

Приведенные ниже упражнения помогут вам лучше понять, что имеется ввиду. Наша цель, сделать так, чтобы вам не требовалось более 90 секунд, чтобы запомнить следующий список покупок:
молоко
яйца
рис
хлеб
бекон
йогурт
рогалики
бифштекс
газированная вода
попкорн
Через 90 секунд отвлекитесь от статьи и постарайтесь воспроизвести список именно в этом порядке. Большинство людей сделают ошибку уже до седьмого пункта, и большинство будут постоянно сомневаться в том, что они говорят. А теперь мы научим вас, как запомнить это список быстро и правильно.

Придумайте яркий рассказ

Представьте себе гигантскую пачку молока. Ну, очень большую! Вы удивлены не только тем фактом, что пачка настолько большая, но и тем, что она прыгает вокруг вас. А затем внезапно… взрывается. И как только она взорвалась, оттуда вылетают… яйца! Представляете такую картину.

Яйца вылетают из пачки молока, у них появляются ножки, а затем они начинают танцевать. И вы даже слышите топок их ножек по полу. Неожиданно, одно из яиц начинает трескаться. Как только появляется трещина, оттуда начинает сыпаться рис. И не просто сыпаться, а выстреливать, как из пулемета.

Рис попадает прямо в пушистый кусок хлеба. Причем с такой силой, что хлеб начинает распадаться на куски. На самом деле постарайтесь увидеть и услышать, что происходит у вас в воображении.

Вид кусочков хлеба заставляется вас чувствовать себя голодным, поэтому вы решили подойти и взять кусочек хлеба. И как только вы попытались откусить немного, хлеб волшебным образом превратился в бекон. Вы откусываете кусок бекона. У него великолепный вкус. Представьте себе эту картину. У вас по-прежнему кусок бекона в руке, и вам вдруг захотелось опустить его в йогурт.

Когда бекон опускаете бекон в йогурт, вы видите, что он полностью в нем растворился. Не осталось ничего, кроме йогурта. Йогурт начинает пузыриться, и закипать. Вы смотрите и слышите, как он кипит, и оттуда стали появляться рогалики разной формы и размеров. Таких рогаликов вы никогда раньше не видели. На середине каждого рогалика лежит сочный бифштекс.

Один из кусочков бифштекса спрыгивает с рогалика и начинает кататься по полу все быстрее и быстрее. И откуда-то появляется и подпрыгивает вверх блок газированной воды. При падении бутылки трескаются, оттуда начинает сочиться сначала газировка, а затем попкорн. А теперь из всех бутылок вылетает попкорн!

Повторите историю

Теперь, чтобы вспомнить список покупок, просто повторите эту веселую и необычную историю у себя в воображении, начав с того момента, когда вы увидели гигантскую пачку молока. В процессе, вам нужно просто обращать внимание на каждый элемент истории, и у вас получится именно такой список: молоко, яйца, рис, хлеб, бекон, йогурт, рогалики, бифштекс, газированная вода, попкорн.

Если вы застрянете на одном из пунктов, быстренько прочитайте параграф выше еще раз. После этого, постарайтесь расслабиться и насладиться той картиной, которая возникла у вас в голове. Если вы улыбаетесь, когда вспоминаете эту историю, это очень хороший знак. Не волнуйтесь о том, чтобы запомнить что-либо. Просто сконцентрируйтесь на таком ярком развитии событий, и запоминание не будет для вас проблемой.

Этот метод создания живых и ярких воображений для запоминания является очень мощным механизмом тренировки воображения. Такие истории остаются в памяти надолго. А что если список станет длиннее? Например: молоко, яйца, рис, хлеб, бекон, йогурт, рогалики, бифштекс, газированная вода, попкорн, крекеры, салат-латук, сыр, фасоль, паста.

После того, как попкорн вылетает из бутылок с газированной водой, он начинает… танцевать на стенах, сделанных из крекеров; на крекерах начинает расти салат-латук; латук отращивает побеги в виде ломтей сыра; фасоль начинает выпрыгивать из каждого куска сыра; а фасоль смешивается и превращается в гигантскую порцию пасты. Идея понятна?

Представьте картину для каждого элемента списка

Очень важно помнить, что этот метод можно использовать не только для того, чтобы запомнить список покупок. Его можно использовать для запоминания основных пунктов вашего доклада или презентации.

Все, что вам нужно сделать, так это придумать историю, чтобы выделить основные пункты, о которых вы хотите рассказать. Например, войну можно представить на основе оружия и солдат, экономику груды денег, здравоохранение, как кипу бинтов и толпы докторов.

Поэтому, если вы, сначала хотите поговорить про войну, экономику, а потом про здравоохранение, можете представить себе солдат, воюющих против огромной кучи золота, которую потом доктора перевязывают бинтами. Может быть, доктора вскоре начнут расплавляться и исчезать, если после этого вы захотите поговорить о глобальном потеплении.

Если вы придумаете соответствующую картину для каждого основного пункта и даже подпункта, а затем сможете связать эти картины воедино с помощью вашего воображения, наподобие того, как это сделано выше, то вы легко сможете произнести речь, или сделать презентацию даже не смотря в ваши записи.

ВСЁ ЗАПОМНИЛИ?
Вы только что не только выучили мощный метод, который поможет вам легко запомнить случайный набор информации, но и потренировали вашу креативность и воображение. Метод историй, как его часто называют, позволяет использовать многие части вашего разума для зашифровки информации.

Чем чаще вы практикуетесь в запоминании списка, тем лучше вы поймете, как это делать. Вы начнете замечать, что у вас получается придумывать истории воображении быстрее, а сами истории будут получаться все более и более яркими. Это улучшит вашу память, а также поможет развить ваш интеллект.