Меню

Под влиянием процесса социальной адаптации пожилых. Методы, влияющие на эффективность социальной адаптации пожилых людей

Разное

Пожилой человек, поступивший в дом-интернат, находится в новой для него социальной ситуации. С этой точки зрения, адаптацию пожилого человека в доме-интернате можно обозначить как освоение новых социальных норм. Это освоение начинается с ориентации, знакомства, изучения. При этом социальная ситуация в процессе адаптации пожилого человека достаточно разнообразна. С одной стороны, это помещения дома- интерната - приемно-карантинное отделение, жилая комната, столовая, комната отдыха, клубное помещение, библиотека, зал лечебной физкультуры, лечебно-трудовые мастерские, физиотерапевтический кабинет и др. - несут определенные функции для обеспечения пожилому человеку условий проживания, питания, общения, труда, лечения, повышения образования (расширение кругозора), развлечения и т.д. В данном варианте социальная ситуация обеспечивает поддержание здоровья и удовлетворение витальных потребностей. С другой стороны, социальная ситуация проживания в доме-интернате направлена на удовлетворение деятельностных потребностей пожилых людей, обеспечивает их активный образ жизни, эмоционально-психологический тонус и адекватное возрасту психофизиологическое функционирование. В то же время социальная ситуация проживания в доме-интернате универсальна, так как она включает общее представление о доме проживания, бесплатном обслуживании, общем и медицинском уходе, социально-бытовом устройстве как ситуации морально-психологической надежности и стабильности.

Следует отметить, что осознание и освоение этой универсальности социальной ситуации приходит к пожилому человеку не сразу, на это требуется время, психологическая перестройка, установка на неизбежность освоения данной социальной ситуации. В этом и будет состоять социальная адаптация пожилого человека к условиям проживания в доме-интернате.

Социальная адаптация граждан пожилого возраста к условиям проживания в стационарном социальном учреждении имеет своеобразие, которое объясняется проблемами пожилых людей, с которыми они сталкиваются при переходе от домашних условий проживания к условиям дома-интерната.

Одними из главных проблем являются тяжелое состояние здоровья, ограниченная способность к передвижению. Г. Тетенова отмечает, что в последнее время существенно меняются требования к организации всей работы домов-интернатов, что обусловлено резким «постарением» контингента этих учреждений, в первую очередь за счет поступающих, находящихся в более старшем возрасте; увеличением среди проживающих в них числа тяжелобольных; повышенными требованиями к уходу, медицинскому и другим видам обслуживания. Последний фактор особенно важен, так как статистические данные показывают, что 88% людей находящихся в домах-интернатах, страдают психическими патологиями, у 67,9% наблюдается ограничение двигательной активности: они нуждаются в постоянной помощи; 62,3% не способны даже частично себя обслуживать, а среди поступающих в эти учреждения такой показатель достигает 70,2%. Наиболее распространённые заболевания среди пожилых людей - болезни органов кровообращения и костно-мышечной системы.

В связи с этим медико-социальное направление является приоритетным в социальной адаптации пожилых людей. При этом необходимо помнить о том, что в данном возрастном периоде выделяют две не одинаковые по своему психологическому и медицинскому состоянию группы - это люди от 60-ти до 70-75-ти лет и 75-ти лет и старше. Для пожилых людей, входящих в первую группу, характерно сохранение достаточно высокого уровня активности мотивационных составляющих, наиболее значимой проблемой для них является нарушение социально-психологической адаптации и психологический дискомфорт. Для пожилых людей, входящих во вторую группу, на первый план выходят медицинские проблемы, связанные с ухудшением здоровья, слабостью и необходимостью постоянного ухода за ними.

Еще одна проблема пожилых людей, поступающих в дом-интернат, обусловлена их психическим состоянием. Изменения психики в пожилом возрасте проявляются в маразме - угасании жизнедеятельности организма вследствие атрофирования коры головного мозга. Это проявляется в нарушениях памяти на новые события при сохранности воспроизведения давних, в расстройствах внимания (отвлекаемость, неустойчивость), в замедлении темпа мыслительных процессов, нарушениях эмоциональной сферы, в снижении способности к хронологической и пространственной ориентировке, в нарушениях моторики (темп, плавность, координация). Эта болезнь сопровождается крайним истощением, упадком сил, почти полным прекращением психической деятельности. Многие болезни пожилых людей являются результатом их образа жизни, привычек, питания. Исключительно сложными и в то же время деликатными являются проблемы безнадёжно больных старых людей.

Серьезными проблемами социальной адаптации пожилых людей при переходе их из привычной домашней среды в условия стационарного учреждения интернатного типа являются социально-бытовая адаптации и социально-средовой ориентация.

Социально-бытовая адаптация включает в себя организацию жизни пожилого клиента в новых для него условиях учреждения интернатного типа. Она включает коррекцию его бытовых привычек, которая обеспечивает относительную самостоятельность в выполнении бытовых функций и осуществлении санитарно-гигиенических мероприятий. Очень часто пожилые люди с ограниченными возможностями оказываются зависимыми от посторонней помощи в самых простых потребностях, поэтому в ходе социальной адаптации проводится процесс социально-бытового устройства: организация жилища, среды обитания пожилого человека соответствующими приспособлениями. Это могут быть системы подъемников для ухода за лежачими больными, системы поручней и опорных скоб для принятия ванны, специальных подставок, облегчающих надевание обуви, пологих пандусов вместо порогов и т. п. Процесс социально-бытовой адаптации предполагает не только обеспечение пожилых людей этими приспособлениями, но и обучение их навыкам пользования ими. В ходе данного процесса происходит укрепление мотивации к самообслуживанию, воспитание установки на максимальное достижение независимости и самостоятельности.

Необходимость социально-средовой ориентации пожилых людей обусловлена тем, что физиологические изменения, происходящие в организме при старении (снижение остроты зрения и слуха, утрата некоторых навыков, неспособность к большим физическим нагрузкам и т. п.), приводят к тому, что пожилой человек ощущает себя некомфортно, особенно в новых для него условиях проживания в доме-интернате, где много новых предметов, объектов, людей. Цель социально-средовой ориентации - обучить пожилого человека навыкам самостоятельного проживания и социального общения.

В социальной адаптации пожилых людей при переходе их из привычной домашней среды в условия стационарного учреждения интернатного типа существует проблема с их социальной ориентацией, под которой подразумевается круг общения пожилого человека, его включенность в групповые и коллективные виды деятельности, формы проведения досуга.

Для пожилого человека, оказавшегося в новом социальном окружении дома-интерната, бывает довольно сложно наладить общение с работниками и другими проживающими. Новая обстановка и стиль общения других людей может привести к тому, что пожилой человек замыкается в себе, не хочет разговаривать, делиться своими проблемами. Этому могут способствовать и чувство отверженности от близких и родных, обида на них за то, что его поместили в интернат, а также растерянность, связанная с отрывом от привычной домашней обстановки. В этом случае важным элементом социальной адаптации является трудотерапия и социально-культурная реабилитация, удовлетворяющие блокированные у пожилых людей в первые недели проживания в доме-интернате потребности в информации, в общении, в труде, в получении досуговых услуг, в доступных видах творчества. Социально-культурная и трудовая виды деятельности выступают важнейшими социализирующими факторами, способствующими общению пожилых людей, развитию у них адекватных поведенческих реакций, стремлению следовать режиму дня, нормам и правилам поведения, принятым в доме-интернате.

Пожилой человек, поступая в дом-интернат, «проходит» определенные этапы: поступление и пребывание в приемно-карантинном отделении (10-12 дней), поселение в жилую комнату, пребывание в учреждении в течение первых шести месяцев.

С первых дней пребывания в доме-интернате пожилые люди оказываются в ситуации, которая не отвечает их представлениям об этом учреждении. Большинство из них имели к моменту поступления в дом- интернат элементарные сведения об этом учреждении, полученные из разных источников (от родственников и близких знакомых, врачей и работников органов социальной защиты). Как правило, сведения носят формальный, в ряде случаев искаженный характер, а представления о бытовом обслуживании, организации труда и досуга были неполными. Недостаточная информация вызывала и поддерживала повышенную тревожность и неуверенность в будущем у пожилых людей, что в свою очередь неблагоприятно сказывалось на последующей адаптации их к новым условиям.

Несмотря на то, что решение о поступлении в дом-интернат принимается самостоятельно и сознательно, более половины пожилых людей, поступающих в приемно-карантинное отделение учреждения, до последнего момента испытывали колебания и сомнения в правильности сделанного шага. Эти колебания связаны с двумя мотивами: боязнь перемен и незнание конкретных условий проживания. Поступление в дом-интернат расценивается как признание собственной неполноценности, невозможности реализовать свои потребности привычным способом. Такую негативную оценку поступления в дом-интернат формирует и поддерживает оценка собственного социального статуса, который характеризуется пожилыми людьми как неопределенный и оценивается крайне низко.

В первые дни пребывания пожилых людей в доме-интернате встают такие вопросы, как недостаточная информированность о своей будущей жизни, отсутствие образа будущего, неопределенный социальный статус. В то же время выявляются особенности, указывающие на снижение темпа психической деятельности, ослабление внимания и памяти, снижение способности ориентироваться в новых условиях, снижение и раздвоение самооценки, низкий уровень самоуважения, тревожный фон настроения. Все это свидетельствует о наличии внутриличностного кризиса у пожилых людей, который затрудняет процесс социально-психологической адаптации и способствует возникновению реакции дезадаптации.

После 2-недельного пребывания в приемно-карантинном отделении проводится расселение пожилых людей в комнаты по месту постоянного проживания. Перед ними встает проблема вынужденного приспособления к новым условиям с длительной перспективой. Поиск нового жизненного стереотипа, размытость целей, вынужденное общение с незнакомыми, не всегда приятными людьми, строгая регламентация распорядка дня - все эти обстоятельства ведут к возникновению кризиса первого месяца адаптации. Первые 3-4 недели пребывания в доме-интернате, связанные с переводом на постоянное место жительства - в комнату с другими клиентами дома- интерната, наиболее трудные. При переводе пожилого человека в отделение и при поселении его в комнату с соседями, нередко возникают сложности совместного проживания. Многие из них связаны с понятием «скученности». Скученность - сложный психологический феномен, возникающий при продолжительном совместном пребывании нескольких людей сравнительно близко и не изолированно друг от друга. При скученности у людей формируется единое представление о «своей» и «чужой» территории. Вторжение на «свою» территорию кого-то другого, может вызывать острый стресс, сопровождающийся резкими негативными эмоциональными переживаниями. Понятие «своей» и «чужой» территории формируется на бессознательном уровне, не высказывается. Нередко сам человек не понимает, что с ним происходит; возникают срывы.

Через 6 месяцев пребывания в доме-интернате, когда встает проблема окончательного решения: проживать в этом учреждении постоянно или вернуться к привычному окружению, т.е. в домашнюю обстановку, - происходит критическая оценка, как условий дома-интерната, так и своих возможностей для адаптации к ним.

Если социальная адаптация пожилого человека к условиям проживания в доме-интернате проходит неудовлетворительно, то у него ухудшается настроение, он становится безразличным, тоскует по дому, по родным и близким, испытывает чувство безысходности и беспомощности. Внешними проявлениями этого состояния является эмоциональная неустойчивость: слезы, раздражительность, вспыльчивость и т. п. Необходимость подчинить свои жизненные интересы и поведение новым условиям и распорядку работы дома-интерната, иногда невнимательное или излишне покровительственное отношение персонала, ухудшают и без того неустойчивое нервно- психическое состояние пожилого человека.

О том, что социальная адаптация пожилого человека к условиям проживания в доме-интернате проходит успешно, свидетельствуют психо­эмоциональная стабильность, состояние удовлетворенности, отсутствие дистресса, ощущения угрозы и отсутствия состояния эмоционально- психологической напряженности. Пожилой человек проявляет активность в общении, в деятельности, выполняет режимные моменты, участвует в групповых и коллективных формах труда и досуга. Характеризуя социально адаптированного клиента дома-интерната можно сказать - это человек, характеризующийся психоэмоциональной стабильностью, испытывающий состояние удовлетворенности, отсутствие дистресса, ощущения угрозы и состояния эмоционально-психологической напряженности. Такой клиент умеет регулировать своё поведение во взаимодействии с окружающими, его поведение получает их одобрение и поддержку, он коммуникабелен, способен к эффективному общению.

Таким образом, основными проблемами социальной адаптации пожилых людей при переходе их из привычной домашней среды в условия стационарного учреждения интернатного типа являются медико-социальные и психологические проблемы, а так же проблемы социально-бытовой адаптации и социально-средовой ориентации. Многочисленные исследования во многих странах показывают, что достижению глубокой и здоровой старости содействует активный образ жизни, сбалансированное питание, нормальные социально-бытовые условия, активное общение. Все это может предоставить своим клиентам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, стационарное учреждение по социальному обслуживанию пожилых людей и инвалидов при условии, что их социальная адаптация к условиям дома- интерната проходит успешно и с учетом ее основных проблем.

Изучению качества жизни пожилых людей, проживающих в домах- интернатах, в мире уделяется большое внимание. Этому посвящена серия исследований отечественных ученых. В США с 1970-х гг. действуют «Омбудсмановские программы долгосрочного попечения». Практика подтверждает актуальность установки ООН на то, чтобы «позволить жить стареющим людям в собственных семьях», так как в домах-интернатах пожилой человек попадает в сложную ситуацию: с одной стороны, резкая смена окружающей обстановки, с другой - переход к коллективной жизни, необходимость подчиняться установленному порядку, боязнь утраты независимости. Это усугубляет неустойчивость нервно-психического состояния, служит причиной подавленного настроения, неуверенности в себе, своих действиях отрицательно сказывается на состоянии здоровья. Одетые в одинаковые халаты, лишенные собственного угла, старики переживают полную деперсонализацию. Пожилые люди, проживающие в домах-интернатах, в основном жалуются на качество ухода за ними, питание, нарушение их прав.

По мнению В. Шабанова, улучшение работы российских домов- интернатов для престарелых граждан по их социальной адаптации к новым условиям проживания связано с сокращением среднестатистического числа обитателей и увеличения площади спален до санитарных норм в расчете на одно койко-место. Средняя вместимость дома-интерната общего типа за 13 лет уменьшилось с 293 до 138 мест (более чем в 2 раза), средняя площадь комнат для проживания увеличилась до 6, 91 кв.м. Приведенные показатели отражают тенденцию разукрупнения существующих стационарных учреждений социального обслуживания, повышения комфортности проживания в них. Во многом отмеченная динамика обусловлена расширением сети домов-интернатов малой вместимости.

Практика показывает, что в домах-интернатах для престарелых и инвалидов России в настоящее время обеспечивается медицинское обслуживание, осуществляется целый ряд мероприятий реабилитационного значения: трудовая терапия и трудовая занятость, организация досуга и т.п. Здесь проводится работа по социально-психологической адаптации пожилых людей к новым условиям, включая информирование о доме-интернате, проживающих в нём и вновь прибывших пожилых клиентах, об оказываемых услугах, наличии и расположении медицинских и других кабинетов и т.д. Изучаются особенности характера, привычек, интересов поступающих пожилых людей, их потребности в посильной трудовой занятости, их пожелания в организации досуга и т.п. Всё это имеет важное значение для создания нормального морально-психологического климата (особенно при расселении людей на постоянное место жительства) и предотвращения конфликтных ситуаций, а значит - и для успеха социальной адаптации пожилых людей при переходе их из привычной домашней среды в условия стационарного учреждения интернатного типа.

Положительный опыт практической работы по социальной адаптации пожилых людей к новым условиям проживания имеется в Бюджетном учреждении ХМАО-Югры «Дом-интернат для престарелых и инвалидов «Дарина» в городе Советском. Процесс сопровождения осуществляется постоянно на протяжении всего периода пребывания пожилого человека в доме-интернате. Здесь разработана и успешно применяется технология, состоящая из 3 этапов социально-педагогического сопровождения социальной адаптации пожилых людей.

На первом этапе пребывания пожилого человека в доме-интернате решаются вопросы снятия стрессового состояния. В это время целесообразно информирование пожилого человека об условиях работы учреждения, о кабинетах и службах, об услугах, которые в нем предоставляются. Ввести «в курс дела» означает также и изложение прав и обязанностей пожилого человека, информирование его о мероприятиях, распорядке дня.

На втором этапе происходит создание условий, комфортных для проживания. Условия позитивной социализации пожилых людей создаются в ходе взаимодействия индивидуальных и групповых (коллективов) субъектов в трех взаимосвязанных и в то же время относительно автономных по содержанию, формам, способам и стилю взаимодействия процессах: организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи. Организация социального опыта осуществляется через организацию быта и жизнедеятельности пожилых; взаимодействия их в общественных организациях, группах поддержки и взаимопомощи. Образование пожилых включает в себя просвещение, т. е. пропаганду и распространение культуры; образование пожилых в разных сферах (адаптация к новому образу жизни, физкультурно-оздоровительное просвещение, хобби, досуг, религиозное просвещение и др.); стимулирование самообразования. Индивидуальная помощь реализуется в процессе содействия пожилому человеку в решении проблем, создания специальных ситуаций в жизнедеятельности для его позитивного самораскрытия, а также повышения статуса, самоуважения.

На первом и втором этапах создаются предпосылки для социально- психологической адаптации, конечной целью которой является не только пребывание, спокойное проживание в новых условиях, но и активная жизнедеятельность пожилых людей, продление активного долголетия.

На третьем этапе пребывания пожилого человека в доме-интернате реализуются два основных направления: трудотерапия, в том числе креативная, и развитие деятельности общественных объединений пожилых, добровольчество и др. Так организуется участие пожилых людей в трудовой занятости и содержательном социокультурном досуге. Наиболее действенной формой социализации пожилых людей в домах-интернатах является терапия занятостью, т.е. использование разнообразных видов деятельности, не обязательно профессионального характера. Это виды деятельности, при которых реализуются индивидуальные интересы и склонности пожилого человека. Выделяют такие типы занятости, как трудовая, общественная, досуговая, общение, самообслуживание. Все эти типы занятости направлены на продление творческого общественно полезного функционирования пожилых людей. Одним из видов занятости является трудовая терапия.

Социокультурная деятельность, т. е. активное участие пожилых людей в культурно-массовых, досуговых мероприятиях, является важной составляющей социальных технологий в адаптации этих категорий граждан в домах-интернатах. Все эти мероприятия направлены на поддержание эмоционального тонуса, осознание пожилыми людьми своей общественно- полезной роли, активизацию психологических и физических ресурсов, упрочение межличностных отношений, отвлечение от тягостных дум и т. д.

Работники Дома-интерната для престарелых и инвалидов «Дарина» г. Советский считают, что это одна из эффективных социальных технологий в деятельности стационарного учреждения социального обслуживания пожилых людей, представляющая собой непрерывный процесс сопровождения пожилого человека специалистами, имеющими соответствующий уровень подготовки и профессиональной компетентности, активизирующая личные возможности пожилого человека в решении социальных проблем, а также гармонизации социальных отношений в новом для него коллективе.

Имеется положительный опыт практической работы по социальной адаптации пожилых людей к новым условиям проживания во всех стационарных учреждениях социального обслуживания Ярославской области. Постоянная диагностика уровня социальной адаптации пожилых людей, проживающих в домах-интернатах Ярославской области, показывает, что она имеет широкий диапазон проявления. В частности, от нормальной социально-психологической адаптации с пролонгированным положительным эффектом (улучшение физического, психического и социального здоровья, формирование позитивных установок на проживание в доме-интернате) до ярко выраженной негативной патологической адаптации (ухудшение психосоматического состояния, глубокие депрессивные состояния, гиперадаптация или госпитализм, возможный летальный исход). В случае негативной социальной адаптации пожилые люди используют маргинальную (отстранение, равнодушие), реже агрессивно-конфликтогенную и гиперадаптивную (синдром госпитализма) стратегии адаптивного поведения. Как правило, типы социально-психологической адаптации и виды стратегий адаптивного поведения во многом зависят от индивидуальных биопсихосоциальных характеристик пожилых людей, условий проживания в конкретных домах-интернатах и социально-психологического климата в них.

В итоге социальная адаптация пожилого человека к новым условиям проживания в доме-интернате - это процесс многогранный, сложный, длительный по времени, он должен быть непрерывным. В этом социальном процессе творчески взаимодействуют различные специалисты в рамках постоянного и систематического патронажа пожилого человека в процессе вхождения его в социум стационарного учреждения и реализации индивидуальной социальной траектории его жизнедеятельности на данный период.

Различный опыт показывает, что необходимые виды деятельности должны быть направлены по многим аспектам социальной адаптации, т.е. не только обучение, но и комплексное проявление видов социализации как с медицинских, так и психофункциональных.

Глава 2. Анализ деятельности по социальной адаптации пожилых людей в условиях стационарного учреждения (на примере АУСО "Улан-Удэнский комплексный центр социального обслуживания населения "Доверие") 2.1. Опыт деятельности по социальной адаптации пожилых людей в АУСО "Улан-Удэнский комплексный центр социального обслуживания населения ""Доверие"

Автономное учреждение социального обслуживания «Улан - Удэнский комплексный центр социального обслуживания населения «Доверие» расположен по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Мокрова,20 11 .

Учреждение предназначено для проживания лиц пожилого возраста (мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет) частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и/или нуждающихся социальной реабилитации, не имеющих установленных медицинских противопоказаний к приему в стационарное учреждение социального обслуживания.

Учредителем является Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия.

С января 2011 года в рамках проекта стало возможным новое направление работы – заключение договоров пожизненного содержания с иждивением с одинокими пенсионерами. По выбору клиента в счет ренты ему либо предоставляются условия проживания повышенной комфортности и социальное обслуживание в учреждении, либо ежемесячно выплачивается непосредственно рента. На сегодняшний день таких в учреждении уже шесть человек. Еще одна новация - объединение двух различных по содержанию и идеологии форм социального обслуживания: нестационарную и стационарную, целью которой является обеспечить пожилых граждан качественными и разнообразными, в том числе и новыми социальными услугами, используя широкие возможности автономного учреждения – дома-интерната для престарелых и инвалидов.

В учреждении есть такая услуга как временное пребывание. Она пользуется особым спросом. Родственники, уезжая в командировки, на отдых или в период ремонтных работ в квартире могут временно устроить своих стариков в наше учреждение. Медицинским персоналом ежедневно проводится контроль состояния здоровья: измерение артериального давления, температуры тела.

В Центре делается все, чтобы помочь людям справиться с трудностями, адаптироваться в наше время, время частых изменений и перемен. На сегодняшний день пожилые люди и инвалиды, обратившиеся в учреждение, могут быть уверены в том, что им не грозит лишенная внимания и ухода старость.

В 2013 году исполнилось 90 лет со дня основания учреждения, которое сохраняет традиции бережного отношения к людям.

Учреждение оказывает существенное влияние на решение социальных вопросов в городе Улан-Удэ, решает насущные проблемы многих граждан, оказывает специализированную медико-социальную помощь с целью повышения и сохранения здоровья. «Утверждение веры в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности» - такой девиз Центра, основанного в 2010 году на базе АУСО Улан-Удэнский дом-интернат для инвалидов и престарелых.

В учреждении проживает 319 чел. (на 01.03.15г.)

Отделение социальной реабилитации создает и поддерживает условия для достойной жизни пожилых граждан, установление гармоничных отношений с социальным окружением, расширение возможности социальной коммуникации и социальной активности граждан старшего поколения.

Специалисты по социальной работе, психологи, инструктор по трудовой терапии, библиотекарь, социальными работники предоставляют социально-консультативные, социально-педагогические, социально-психологические услуги. В работе с пожилыми людьми специалисты отделения контактируют с врачом и медицинским персоналом, используя данные из истории болезни, о прошлой жизни, знакомятся с состоянием здоровья клиента, его возможностями по передвижению, способностями к самообслуживанию, привлечению к культурно-досуговой деятельности и трудовой занятости.

Перед Центром стоит задача не только создания условий для достойной жизни пожилых граждан, но и установление гармоничных отношений с социальным окружением, расширение возможности социальной коммуникации и социальной активности граждан старшего поколения.

В случае признания гражданина, нуждающимся в социальном обслуживании в стационарной форме, в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о признании гражданина, нуждающимся в социальном обслуживании в стационарной форме, Комиссией Министерства составляется индивидуальная программа исходя из потребностей гражданина в социальных услугах. Индивидуальная программа включает в себя: формы социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, мероприятия по социальному сопровождению.

Технология по реализации интеграции пожилых людей и инвалидов в общество предусматривает этапы:

1. Комплексная медико-социальная реабилитация;

2. Трудотерапия – от самообслуживания до общественно-полезного труда;

3. Общественная жизнь: участие в Общественном Совете;

4. Социокультурная жизнь: участие в творческих студиях, клубах по интересам.

Для создания условий социализации применяются инновационные методы социальной реабилитации клиентов, направленные на расширение круга общения, снятия чувства одиночества, поддержание активности и осмысленности жизни, обеспечение психологического комфорта и адаптации пожилого человека и инвалида к новым условиям жизни.

На успешную адаптацию клиента влияет его хорошее психическое состояние - ощущение полного душевного, физического и социального благополучия.

Психологами отделения разработаны и успешно применяются психологические программы: «Адаптация», «Психологическая коррекция агрессивного поведения», «Контактное взаимодействие с лицами пожилого и старческого возраста», которые позволяют формировать у клиентов адекватную самооценку, находить эффективные пути разрешения конфликтной ситуаций и адаптироваться в новых условиях.

В учреждении имеется комната для психологической разгрузки для оказания психологической помощи и проведению занятий по релаксации и тренингов.

В отделе социальной технологий и работы со СМИ еженедельно проводятся туры выходного дня и «Сибирская тропа», в которых участвуют пожилые люди, ветераны из разных районов республики.

В целях увеличения охвата пожилых граждан и инвалидов услугами социального характера осуществляется взаимодействие с муниципальными органами власти, РГУ «Центр социальной поддержки населения», с лечебно-профилактическими учреждениями города по привлечению клиентов в отделение медицинской реабилитации. Тесно взаимодействуют с членами Республиканского Совета ветеранов войны, труда, вооруженных сил, и правоохранительных органов. В 2012 г. было охвачено 8 районов республики, жителям которых была предоставлена возможность воспользоваться реабилитационными услугами центра.

Также активное сотрудничество ведется с Советами ветеранов Советского, Железнодорожного и Октябрьского районов г. Улан-Удэ, среди которых Совет ветеранов ЛВРЗ, Приборостроительного завода, Улан-Удэнского авиазавода, ст. Дивизионная, ОАО «РОСТЕЛЕКОМ», п. Стеклозавод, п. Забайкальский, п. Аэропорт, Туланжа, Левый Берег, п. Солдатский, п. Исток, п. Заречный, ВУЗов - БГУ, ВСГУТУ.

Проведена организационная работа с председателями 35 территориальных общественных самоуправлений для информирования населения о разнообразных видах социального обслуживания, предоставляемых на базе центра.

Отделом СТиРС проведена большая работа со СМИ по размещению информационного материала о деятельности учреждения. За период существования отдела было опубликовано 9 статей в газеты и журналы, проведена съемка сюжета для телевизионной программы «Вести Бурятия» телеканала «БГТРК», размещены информационные материалы (листовки, плакаты) в поликлиниках, аптеках, ФГУП «Почта России» и др., еженедельно размещается информация о деятельности учреждения на сайт центра и сайт МСЗН.

Таким образом, в результате активной деятельности отдела по взаимодействию и совместной работе с ветеранскими, общественными организациями, ТОС, ТМО г. Улан-Удэ и РБ, удалось достигнуть высоких результатов в работе.

Отдел, не останавливаясь на достигнутом, будет продолжать работу по усовершенствованию имеющихся форм социального обслуживания населения, а также разработке и внедрению инновационных форм и методов 12 .

Активность типа «полуотдыха», то есть нечто среднее между работой и отдыхом. Она позволяет заниматься своим любимым делом, получая от этого известную материальную выгоду, а также удовлетворение в культурном, семейном и социальном отношении. Наиболее распространивши видами такой активности являются бытовые услуги и ремонт, женское рукоделие - изготовление свитеров, шарфов, перчаток, детской одежды, белья; а также приусадебное хозяйство, выращивание домашних животных и птиц (куры, голуби, кролики и др.). Социальная активность, с которой связано выполнение общественных обязанностей, - присяжного заседателя, общественного опекуна, судебного попечителя, члена домового комитета, члена правления в какой-нибудь общественной организации и т.п. Это не дает, правда, материальной выгоды, но многие старые люди испытывают моральное удовлетворение от выполнения этих обязанностей. Исследования показали выраженную связь между чувством удовлетворения жизнью у этих людей и их активностью в роли общественника, которая для многих из них имела престижное значение. Добровольно принятая на себя общественная работа, кроме того, как бы компенсировала прежнюю профессиональную деятельность.

Внутрисемейная активность в виде присмотра и ухода за детьми и больными, а также домашняя работа; ее берут на себя главным образом женщины. Сфера семейных опекунских мероприятий в государственном масштабе является огромной и многократно превышает то, что в состояние дать государственные и общественные опекунские организации. И хотя зачастую опекунские старания пожилых женщин превышают их силы, они предпринимают их добровольно, с убеждением, что это необходимо и это дает им моральное удовлетворение.

Старый человек, осознающий, что его деятельность - это своеобразный «эликсир молодости», положительно влияющий на его психофизическую форму (внешний вид, поведение и т.д.), охотно работает над собой в этой области: он заботится о приобретении навыков активности, опыта в данном виде деятельности, о постоянном обновлении интересов. Пока продолжается подобная активная деятельность, продолжается и молодость в старости. Когда в жизни человека начнет проявляться тенденция к прекращению стараний по оживлению и поддержанию своей деятельности, это значит, что он достиг порога истинной старости - старческого регресса, психофизического исхода.

Роль здорового образа жизни в профилактике старения. Социальная геронтология позволяет решать широкий круг задач социальной защиты пожилых людей. Однако конечной целью всех усилий является охрана их здоровья и жизни. Без понимания этой цели социальные работники не всегда правильно могут организовать свою работу с пенсионерами. Они должны четко понимать, что в основе любой социальной программы должны быть запросы здоровья, т.е. рекомендации гигиены - науки о здоровье, способах его сохранения и улучшения, о здоровом образе жизни.

Любой аспект социальной геронтологии касается сохранения здоровья и содействует ему. Будь то забота о своевременном пенсионном обеспечении, протезировании, доставке продуктов, об отоплении, улучшении экологии, качества быта, установке телефона, восстановлении разорванных связей подопечного с семьей или обществом, устранении вредных привычек и т. п. - все это прямо или косвенно замыкается на физическом или психическом здоровье пожилого человека, на его настроении и воле к жизни.

Итак, здоровье суть состояние достаточно широких функциональных возможностей организма, необходимых для нейтрализации влияния вредных факторов окружающей среды. Причем функциональные возможности рассматриваются как физиологические резервы, объем которых может сокращаться в зависимости от возраста, наличия заболеваний и степени их тренированности.

В основе формирования здорового образа жизни могут лежать следующие мотивы:

  • 1. Самосохранение - человек не совершает определенные действия, так как они угрожают его здоровью и жизни.
  • 2. Подчинение правилам культуры и быта - человек подчиняется правилам

культуры и быта, чтобы быть равноправным членом общества, в котором живет.

3. Получение удовлетворения от самосовершенствования - ощущение здоровья приносит человеку радость, поэтому он делает все, чтобы испытать это чувство.

По современным представлениям, в понятие здоровый образ жизни пожилого человека входят следующие составляющие: положительные эмоции, рациональное питание, оптимальный двигательный режим, закаливание, личная гигиена, отказ от вредных пристрастий (курение, злоупотребление алкоголем).

Старость иногда называют «возрастом социальных потерь». Утверждение не лишено оснований: старость как завершающий период жизни характеризуется возрастными изменениями в организме человека, изменениями его функциональных возможностей и соответственно потребностей, роли в семье и обществе, что зачастую протекает не безболезненно для самого человека и его социального окружения. Специфические социальные проблемы пожилых людей, в основном, связаны с двумя основными аспектами их жизни: процессом старения и выходом на пенсию. Первый аспект обуславливает проблемы, связанные со здоровьем, а второй - экономические, связанные с материальным благосостоянием и обеспечением занятости. Одной из наиболее серьезных психологических проблем пожилых людей является одиночество.

С возрастом в организме человека происходит постепенное снижение физиологических параметров жизнедеятельности, наряду с этим снижаются адаптационные возможности организма. Можно выделить ряд возрастных изменений организма человека, обуславливающих ограничение его жизнедеятельности. Разделим их по принципу ограничения физической и психической активности.

Среди факторов, ограничивающих физическую активность можно выделить атеросклероз, вызывающий снижение проходимости и эластичности сосудов, что проявляется нарушением кровообращения различных органов и систем. Наиболее неблагоприятные проявления связаны с атеросклерозом сосудов сердца и головного мозга. Снижается сократимость сердечной мышцы, ослабляется сердечный выброс и сердце уже не в состоянии справиться с той нагрузкой, с которой справлялось в молодом и зрелом возрасте. Физические нагрузки и психоэмоциональный стресс, не вызывавшие никаких нарушений и даже дискомфорта раньше, в старости могут привести к появлению сердечных болей (стенокардии) и даже к инфаркту миокарда. Беспокоящая стариков одышка, чаще всего, также является проявлением сердечной недостаточности. Это заставляет стариков замедлять темп жизни, ограничивать двигательную активность, снижать физические нагрузки, избегать конфликтных ситуаций. К ограничению физической активности ведут и возрастные изменения опорно-двигательного аппарата, проявляющиеся снижением мышечного тонуса, появлением тугоподвижности в суставах, вызванной снижением эластичности связочного аппарата и отложением солей кальция в суставных хрящах.

Снижение психической активности в пожилом возрасте можно связать с проявлениями атеросклероза сосудов головного мозга - ослаблением памяти, замедлением психических реакций. У пожилых людей возникают трудности в общении, получении новой информации вследствие возрастных изменений органов чувств - снижения остроты зрения и слуха. Наряду с возрастными изменениями, имеющими биологическую природу, в ограничении психической активности имеют значение и изменения личности в пожилом и старческом возрасте.

В условиях экономических реформ в России произошло существенное изменение социального статуса пожилых людей. Падение уровня экономики, инфляция резко отразились на пенсионном обеспечении пожилых людей в нашей стране. Размеры пенсий далеко не соответствуют размеру прожиточного минимума россиянина, старикам едва хватает средств на продукты питания и оплату коммунальных услуг, не говоря даже о медицинском обеспечении. В условиях нестабильного государства, переживающего переходный период, наиболее трудно адаптироваться пожилому человеку, стремящемуся спокойно провести остаток дней. Наряду с бедностью, на социальное положение пожилого человека влияет проблема незанятости. В сегодняшних рыночных отношениях даже молодому и образованному человеку бывает сложно трудоустроиться, не говоря о пенсионерах, которым в лучшем случае достается работа сторожа, уборщицы или дворника.

Показатели занятости пенсионеров имеют четкую тенденцию к снижению: так, в конце 80-х годов занятость составляла до 33 % пенсионеров по старости, затем снизились к 2010г. до 21.5 %, составляя 12 % в 2014 г. В структуре общей численности занятого населения РФ численность работающих пенсионеров в возрасте 60-72 лет сократилась с 5 % в 2013г. до 3,3 % в 2014 г. Выявленная тенденция означает серьезное ухудшение возможностей пенсионерам продолжать трудовую деятельность и повышать свои реальные доходы.

Сужение социальных контактов пожилых людей. Разрыв с трудовой деятельностью, помимо ухудшения материального благосостояния, отрицательно сказывается в ряде случаев и на жизненном тонусе, психике, состоянии здоровья пожилых людей. Выход на пенсию является достаточно серьезной стрессовой ситуацией, которую необходимо принять и преодолеть, выработать способ адаптации к ней.

Прекратив трудовую деятельность, пожилой человек, так или иначе, сужает круг своих социальных контактов. Большинство пенсионеров перестает общаться с коллегами по работе, общение с которыми могло происходить как на производстве, так и во время совместного проведения досуга. В то же время у пенсионера внезапно появляется масса свободного времени, которое необходимо чем-то заполнить. Поэтому у пожилого человека из-за неприспособленности к этой внезапной «свободе» зачастую возникает чувство «пустоты» после выхода на пенсию. Особенно это характерно для тех людей, чья трудовая деятельность высоко ценилась, для бывших руководителей, для трудоголиков, сконцентрированных только на работе и «не умеющих отдыхать». Люди пенсионного возраста, проживающие одиноко, или те, кто не смог реализовать себя в семейных отношениях, не испытывает чувство родственной близости с членами семьи, стараются как можно дольше остаться на прежнем рабочем месте, несмотря на приобретение права на пенсию по старости. Работа становится своеобразной «привычкой» такого человека, жизнь вне трудовой деятельности он даже не может представить. Благо, если такой сотрудник, несмотря на преклонный возраст, сохраняет активность и качественно выполняет свои профессиональные обязанности, но в противном случае работодатель предпримет все возможные меры, чтобы от него избавиться. Как бы то ни было, в определенный момент жизни пожилой человек вынужден прекратить трудовую деятельность и найти себе применение в других сферах жизнедеятельности: семье, досуге, хобби, творчестве и т.д.

Проблема взаимоотношений в семье возникает по причине разного круга интересов, ценностей, убеждений у родителей и детей, противоречий, имевших место раньше и обострившихся с возрастом. В современном обществе молодые люди стремятся жить самостоятельно, обособленно от родителей. Возникает так называемый синдром «опустошения гнезда», когда молодые члены семьи покидают родительский дом, что может послужить дополнительным стрессом для стариков, которые начинают чувствовать себя покинутыми и забытыми. Люди, сохранившие привязанность друг к другу на протяжении всей жизни, могут реализовать себя в семейных отношениях вплоть до глубокой старости, проявляя заботу и внимание, в то же время не теряя контактов с детьми и внуками. В случае, если даже в пожилом возрасте супруги не выработали чувство взаимного уважения и терпимости, продолжая жить в противоречии друг с другом, возрастные изменения психики могут сыграть негативную роль и привести к конфликтам, усугубляя чувство отчужденности пожилых людей. Особенно тяжело одиноко проживающим старикам, разведенным или потерявшим супруга (супругу), утратившим контакты с детьми.

Таким образом, сужение сферы общения, уход от активной трудовой деятельности, синдром «опустошения гнезда», потеря близких могут вызвать уход человека в себя, ощущение дискомфорта от замкнутого пространства и создать одну из наиболее трудных в психологическом аспекте жизненных ситуаций пожилых людей, каковым является одиночество.

Под одиночеством понимают социально-психологическое состояние, характеризующееся недостатком или отсутствием социальных контактов. Социологические опросы, проведенные в России в последние годы, показали, что жалобы на одиночество у старых людей занимают первое место. У лиц старше 70 лет этот показатель достигает 99-100%, в то время как в общей численности старых людей доля одиноких невелика - 6,2%.

Бездомность в пожилом возрасте. В связи с экономическим кризисом в Российском обществе приобрели актуальность проблемы бродяжничества и бездомности. Нестабильность во взаимоотношениях вновь образованных государств после распада СССР, межнациональные конфликты, квартирное мошенничество, резко увеличили количество лиц без определенного места жительства (БОМЖ). Среди лиц, не имеющих определенного места жительства и занятий, есть и пожилые люди, по разным причинам попавшие в эту категорию. В зависимости от социальных причин, среди бездомных пожилого возраста можно выделить следующие группы:

  • - пострадавшие от стихийных бедствий;
  • - жертвы мошенничества;
  • - беженцы и вынужденные переселенцы;
  • - лица, страдающие алкоголизмом
  • - освободившиеся из мест лишения свободы;
  • - психически больные с расстройством памяти.

Большинство бездомных - одинокие мужчины. Женщины среди бездомных составляют около 10%. В основном, это страдающие хроническим алкоголизмом женщины. Среди бездомных женщин около 20% составляют вернувшиеся из мест заключения.

К бездомным требуется особый подход. Работать с ними очень сложно, поскольку, в большинстве случаев это люди, опустившиеся на «дно». От социального работника требуется ярко выраженная коммуникабельность. Нужно уметь найти контакт с такими людьми, не унижая и не отталкивая их, дать им возможность почувствовать человеческое отношение к себе, не обидеть, предлагая элементарные услуги: ночлег, питание, медицинскую помощь.

Анализ ряда литературных источников по исследуемой проблеме свидетельствует о многообразии взглядов в определении понятия «социальная адаптация». Адаптация понимается как динамическое состояние системы, непосредственный процесс приспособления к условиям внешней среды с одной стороны, а с другой, - свойство любого живого организма, обеспечивающее ее устойчивость в меняющихся условиях.

Цель социальной адаптации лиц пожилого возраста и инвалидов, сохранение и продление социальной активности клиентов. Развитие личностного потенциала пожилых людей, предоставление возможности выгодно и приятно проводить свободное время, удовлетворение разнообразных культурно-просветительских потребностей, потребностей в коммуникации и признании, а также пробуждение новых интересов, облегчение установления дружеских контактов, активизация личной активности пожилых людей и инвалидов, формирование, поддержка и повышение их жизненного тонуса .

Ключевым в определении содержания понятия «социальная адаптация» является непосредственно суть адаптационного процесса, т.е. проблема выживания человека через гармоничное приспособление к изменившимся условиям среды. В социологическом справочнике дается следующее определение понятия «социальная адаптация»: «Активное освоение личностью или группой новой для нее социальной среды» .

Близкие подходы к определению сущности процесса социальной адаптации наблюдаются в психологии. Например, в психологическом словаре под ред. В.П. Зинченко социальная адаптация рассматривается, с одной стороны, как процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, с другой, как результат того процесса .

Рассматривая понятие «социальная адаптация», не следует отделять психологический аспект от социального, т.к. адаптация является комплексным феноменом.

Социальная адаптация - это тот социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит личность в состояние социальной адаптированности. К достижению такого состояния приводит адаптивное поведение, характеризующееся успешным принятием решений, проявлением инициативы, ясным определением собственного будущего. Или активного приспособления человека к условиям социальной среды. Особенно актуальна проблема социальной адаптации лиц пожилого возраста и инвалидов к условиям проживания в доме-интернате.

Стадии адаптации:

1) начальная (знакомство, узнавание о требованиях среды или группы);

2) стадия терпимости (я не хочу, но надо);

3) аккомодация (принятие правил поведения в социальной среде или группе);

4) ассимиляция (полное принятие тех правил поведения, которые предъявляет группа) .

Социальная адаптация граждан старших возрастов в домах-интернатах получает особый ракурс. Она имеет своеобразие и отличие от сложившегося представления о социальной адаптации. Это своеобразие объясняется рядом обстоятельств: преобладание граждан преклонного возраста; тяжелое состояние здоровья; ограниченная способность к передвижению.

Изменения психики в пожилом возрасте проявляются в нарушениях памяти на новые события при сохранности воспроизведения давних, в расстройствах внимания (отвлекаемость, неустойчивость), в замедлении темпа мыслительных процессов, нарушениях эмоциональной сферы, в снижении способности к хронологической и пространственной ориентировке, в нарушениях моторики (темп, плавность, координация). В домах-интернатах наблюдается:

1) ограниченность жизненного пространства;

2) недостаток бытового комфорта;

3) психологическая несовместимость проживающих;

4) зависимость от окружающих;

5) формальное отношение персонала.

Эти группы обстоятельств отражают особенности социальной адаптации лиц преклонного возраста в домах интернатах .

О.И. Зотова и И.К. Кряжева подчеркивает активность личности в процессе социальной адаптации. Они рассматривают социально-психологическую адаптацию как взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к правильным соотношением целей и ценностей личности и группы. Адаптация происходит тогда, когда социальная среда способствует реализации потребностей и стремлением личности, служит раскрытию и развитию ее индивидуальности.

В описании процесса адаптации фигурируют такие понятия, как «преодоление», «целенаправленность», «развитие индивидуальности», «самоутверждение» .

Большинство отечественных психологов выделяют два уровня адаптированности личности: полная адаптированность, дезадаптация.

А.Н. Жмыриков предлагает учитывать следующие критерии адаптированности:

· степень интеграции личности с мокро- и микросредой;

· степень реализации внутриличностного потенциала;

· эмоциональное самочувствие.

А.А. Реан связывает построение модели социальной адаптации с критериями внутреннего и внешнего плана. При этом внутренний критерий предполагает психоэмоциональную стабильность, личностную конформность, состояние удовлетворенности, отсутствие дистресса, ощущения угрозы и состояния эмоционально-психологической напряженности. Внешний критерий отражает соответствие реального поведения личности установкам общества, требованиям среды, правилам, принятым в социуме, и критериям нормативного поведения. Таким образом, дезадаптация по внешнему критерию может происходить одновременно с адаптированностью по внутреннему критерию. Системная социальная адаптация - это адаптация, как по внешнему, так и по внутреннему критерию.

Таким образом, социальная адаптация подразумевает способы приспособления, регулирования, гармонизации взаимодействия индивида со средой. В процессе социальной адаптации человек выступает как активный субъект, который адаптируется к среде в соответствии со своими потребностями, интересами, стремлениями и активно самоопределяется .

Социально психологическая адаптация пожилых людей проживающих в стационарных учреждениях занимает центральное место в деятельности специалистов. Самые трудные для пожилого человека первые 6 месяцев проживания в стационарном отделении.

Признаки неудовлетворительного прохождения адаптационного периода: ухудшается настроение, безразличие, тоска, чувство безысходности. Эмоциональная неустойчивость: слезы, раздражительность, вспыльчивость и т. п.

Типы адаптации:

1) конструктивный (оптимально приспособленные люди) могут адаптироваться в любых условиях. В качестве доминирующих выступают потребности и четкая жизненная позиция;

2) защитный (в целом адекватно приспосабливающиеся) на первом плане выступают потребности в защите собственного «Я», он приспосабливается за счет себя и может себя защитить;

3) активно-агрессивный - вину за собственные трудности приписывают внешним обстоятельствам «виноват не я». Они характеризуются агрессивностью и неадекватностью восприятия действительности;

4) пассивный - для них характерна пассивность, жалость к самому себе, депрессия, безынициативность .

По истечении периода карантинного наблюдения работа по социальной реабилитации с пожилыми людьми продолжается с учетом личностных, возрастных особенностей и состояния здоровья.

На этом этапе велика роль социально-педагогического воспитания, усилий психолога и в целом всего обслуживающего персонала по поддержанию благоприятного психологического климата среди проживающих .

Основные критерии эффективности социальной и социально-адаптационной работы:

· критерии результативности (характеризуется высокой заинтересованностью пожилых людей, людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности в социальной и социально-адаптационной работе);

· критерии оптимальности (характеризуются максимальной эффективностью при наименьших физических, умственных и временных затратах со стороны клиентов);

· критерии мотивационной значимости (характеризуется созданием условий для повышения активности клиентов);

· критерии управляемости (характеризуется предрасположенностью клиентов к различным видам социальной и социально-адаптационной работы);

· критерии системности (характеризуется системным использование каждого из направлений социальной и социально-адаптационной работы).

В целом для работы с пожилыми людьми социальный работник должен осуществлять контакты с врачом и медицинским персоналом, используя данные из истории болезни, о прошлой жизни, знакомиться с состоянием здоровья клиента, его возможностями по передвижению, способностями к самообслуживанию .

Задача всего общества, и социального работника, в частности, сделать так, чтобы у пожилого человека не возникало чувство отчужденности, ненужности. Это достижимо если он окружен теплом и заботой, имеет возможность максимально реализовать свой духовный и интеллектуальный потенциал.

Наблюдается положительная динамика роста числа социальных услуг адаптивного характера, ориентированных на создание наилучших условий для жизнедеятельности граждан пожилого возраста в стационарных учреждениях. Приложение 4.

Таким образом, определяя перспективы развития содержательной деятельности социальной и социально-адаптационной работы, для муниципальных стационарных учреждений социального обслуживания населения выделим:

а) совершенствование работы в соответствии с государственными стандартами социального обслуживания;

б) разработка и реализация социальных проектов;

в) совершенствование методического обеспечения процесса социальной адаптации;

г) внедрение инновационных форм и методов работы с клиентами во всех интернатах;

д) индивидуальный и дифференцированный подход в предоставлении социально-адаптационных услуг.

Именно это и влияет на конечный результат - повышение качества жизни клиентов стационарных учреждений социального обслуживания населения.

Люди пожилого возраста находятся в трудных ситуациях. Многие теряют способность и нуждаются в заботе и помощи.

Современный ритм жизни не позволяет нам в достаточной степени заботиться о своих пожилых родственниках.

Заслуживает особого внимания в правильной адаптации людей престарелого возраста — нельзя резко изменять привычный образ и жизненный темп стариков.

Проблемы социальной адаптации пожилых людей

С увеличением возраста у человека возникает ряд проблем:

  • Занимаемое место в семейном кругу;
  • Доступ медицинского обслуживания;
  • Отношения с ровесниками.

На сегодняшний день потеряна моральная часть общества в принятии стариков. В связи с чем у людей преклонного возраста, возникают трудности в социуме.

Общество на сегодняшний момент обязано создать условия, чтобы пенсионер ощущал себя нужным и любимым членом в семье и обществе.

Создается большое количество специализированных учреждений, направленных на обеспечение достойной старости пожилых людей.

Данные учреждения содержат профессиональный персонал, готовый обеспечивать заботу, уход и помощь людям преклонного возраста.

Старикам очень тяжело дается адаптация и перемена условий места жительства. Достигая определенного возраста, человек прекращает трудовую деятельность и возникает ощущение ненужности.

Обязанность родственников пожилых людей обеспечить полноценную жизнь в комфортных условиях. Такие условия предоставляют дома-интернаты, во-первых, люди общаются со своими ровесниками, во-вторых, находятся под присмотром, в-третьих им обеспечивается интересный досуг и занятость.

Все вышеперечисленные условия оказывают благотворное влияние на психофизическое состояние стариков.

Как происходит адаптация пожилых в современном мире

Адаптационные процессы, происходящие у стариков, обусловлены появление некоторых признаков.

Главное – это рациональное восприятие современного образа жизни

Социальная адаптация

Социальная адаптация характеризуется принятием возникших жизненных условий человеком, достигшим определенного возраста. Данный вид адаптации занимает довольно-таки непродолжительное время.

Некоторая часть пенсионеров нормально принимают возникшие условия, то есть они знают, как распорядиться освободившимся временем.

В основном такие люди занимаются спортом, общением с ровесниками, кружковой деятельностью, то есть у них не остается времени для депрессии.

Некоторая часть пожилых людей не может смириться со сложившейся ситуацией, и в этих случаях требуется вмешательство специалистов.

Особое внимание и заботу должны проявлять родные и близкие люди, чтобы пенсионеры не чувствовали себя одинокими.

Физиологическая адаптация

Физиологические особенности полностью зависит от физического состояния людей преклонного возраста. В старости люди более подвержены воздействию особенностей окружающей среды (температурный режим, влажность, давление и т. д.).

Для данного вида адаптации необходимо соблюдение следующих факторов:

  1. Наличие современного и профессионального медицинского обслуживания;
  2. Обеспечение необходимых условий проживания;
  3. Достойный образ жизни;
  4. Обеспечение интересного свободного времяпровождения.

Социально-психологическая

Социально-психологическая адаптация связана с привыканием и приспособлением престарелых людей к влиянию .

Для эффективного воздействия процесса психологической адаптации применяются следующие виды методик:

  • Развитие коммуникабельности (психодрама, трансактный анализ, гештальттерапия);
  • Невербальные способы ( , пантомима);
  • Суггестивный метод;
  • Развитие диалоговой базы, проведение массово-групповых мероприятий, беседы на тему возникших проблем, беспокоящих стариков;
  • Обеспечение интересного и разностороннего общения.

Вышеперечисленные методы помогают пожилым людям максимально естественно адаптироваться в современном обществе.

Профессиональная

Адаптация в профессиональной сфере обусловлена приспособленностью и привычкой пожилого человека к занимаемой должности.

Престарелый человек должен оптимально влиться в общество и владеть навыками и способностями в данной сфере деятельности.

Профессиональная адаптация схожа с процессами социальной, но проявляющееся в профессиональных взаимоотношениях.

Главное в данном виде адаптации – понять и принять создавшиеся условия.

Адаптация пожилых людей в частных домах престарелых

Восприятие новости о проживании в домах престарелых у стариков проявляется по-разному.

Некоторые считают такое проживание нормой и таким образом не хотят доставлять проблем своим родственникам, другие выражают недовольство и обвиняют родственников в невоспитанности и жестокости.

Конечно переезд пенсионеров в дома-интернаты сопровождается рядом проблем:

  1. Перемена места жительства;
  2. Смена окружения;
  3. Изменение ;
  4. Временное отсутствие родных людей.

В действительности такой процесс очень сложен для стариков. В таких случаях необходима помощь родственников, на первых этапах рекомендуется как можно чаще навещать и помогать им.

При выборе пансионата родственники должны тщательно изучить предоставляемые услуги учреждением.

Заключение

Для оптимизации адаптационных процессов необходима доброжелательность и забота родственников и обслуживающего персонала в случае пребывания старика в специализированных учреждениях.

Видео: Социальная адаптация пожилых людей в университете

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В ПОСТТРУДОВОЙ ПЕРИОД

Иржанова Асель Амангельдиевна 1 , Супрун Нелли Генадьевна 2
1 ФГБОУ ВПО «Магнитогорский Государственный Технический Университет им. Г.И. Носова», студентка 4 курса
2 ФГБОУ ВПО «Магнитогорский Государственный Технический Университет им. Г.И. Носова», кандидат философских наук, доцент


Аннотация
В данной статье рассмотрены проблемы социальной адаптации пожилых людей в посттрудовой период. Автор, опираясь на существующие методики и теоретические знания анализирует проблему и, исходя из этого, предлагает возможные варианты ее решения.

THE PROBLEM OF SOCIAL ADAPTATION OF ELDERLY PEOPLE IN POSTREMOVAL PERIOD

Irzhanova Assel Amangeldiyevna 1 , Suprun Nelly Genadevna 2
1 FGBOU VPO "Magnitogorsk State Technical University. G. I. Nosov", 4th year student
2 FGBOU VPO "Magnitogorsk State Technical University. G. I. Nosov", candidate of philosophical Sciences, associate Professor


Abstract
This article considers the problem of social adaptation of elderly people in postremoval period. The author, drawing upon existing methodologies and theoretical knowledge analyzing the problem and, on this basis, proposes possible options for solving it.

В современной России, как и во всем мире, в последнее время наблюдается прогрессивное увеличение численности пожилых людей, а необходимость сохранения активной жизнедеятельности в посттрудовой период является одной из актуальных тем современных научных исследований.

Согласно классификации ВОЗ и геронтологической ассоциацией к пожилым людям относятся люди в возрасте 60 – 74 лет, к старикам 75 – 90 лет, к долгожителям старше 90 лет.

Один из переломных моментов жизни человека, влекущим за собой важнейшие перемены в укладе его жизни является выход на пенсию, то есть переход жизни в посттрудовой период.

Посттрудовой период – это завершение одной деятельной фазы социальной жизни человека и начало другой, резко отличающейся от предшествуемой .

Вступление человека в этот период не следует понимать только как четко установленное во времени явление, оно может длиться долгое время, так как процесс перестройки сознания личности, находящегося на предпенсионном этапе жизни начинается задолго до фактического прекращения работы.

Так или иначе, перемены в жизни способствуют изменению поведения человека и его образа жизни, заново формируются его отношения с окружающими людьми, переосмысливаются ценности, отношении к действительности и т. п. Человек осознанно или неосознанно готовится к роли пенсионера. На основе этого человек может либо принять, либо отвергнуть новую роль.

Переход человека в группу пожилых людей существенно изменяет его взаимоотношения с обществом и такие ценностно-нормативные и философские понятия, как: смысл жизни, доброта, счастье и так далее. Значительно меняется образ жизни людей. Прежде пожилые люди были связаны с обществом, производством, занимались общественной деятельностью, а в посттрудовой период они утратили прежние социальные роли. Разрыв с трудовой деятельностью и прежней жизнью отрицательно сказывается на состоянии здоровья, жизненном тонусе и психике пожилых людей. И это естественно, поскольку активная жизненная позиция является источником долголетия и условием сохранения хорошего здоровья. Но пенсионеров не часто берут на работу, поэтому они вынуждены быть безработными.

В силу возрастных особенностей пожилым людям трудно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям, особенно в посттрудовой период.

Очень часто пожилые люди выходят на пенсию психологически не готовыми к своему новому положению и новому этапу жизнедеятельности. Такая неготовность к переменам негативно сказывается на процессе их социальной адаптации, социальной активности и личной удовлетворенности.

Особую роль играет общая динамичность пожилых людей. Среди пенсионеров, которые ведут здоровый образ жизни, сохраняют высокую физическую и особенно, социальную активность, уровень адаптации намного выше, чем среди пенсионеров, ведущих пассивный образ жизни.

Следует отметить, что у пожилых людей, как у особой категории, имеется ряд социально-психологических проблем, которые затрудняют процесс адаптации:

Резкое снижение социальной активности;

Ухудшение состояние здоровья;

Рост невостребованности в семье и окружающем социуме;

Одиночество, потеря связи с трудовым коллективом, вынужденная бездеятельность;

Неумение найти применение своим творческим силам;

Ограниченный круг общения с интересными людьми;

Невозможность организовать свое время и досуг;

Отсутствие интересной общественной работы .

Вследствие этого, большинство пожилых людей чувствуют снижение своего социального статуса, теряют ориентацию в современном социокультурном пространстве, а так же затрудняются их социальные контакты. Отчасти это объясняет их упадочное состояние духа что имеет негативные последствия не только для самих пенсионеров, но и для окружающих их людей. Чтобы пожилые люди как можно легче перешли в посттрудовой период, им необходимо успешно адаптироваться в новых условиях.

Социальная адаптация используется в науке достаточно давно и широко. При этом, сфера его применения не ограничивается какой-либо одной, конкретной отраслью или направлением научного знания.

Социальная адаптация пожилых людей рассматривается как многоаспектный и многогранный процесс, в результате которого достигается новое качество в жизнедеятельности пожилого человека. Под влиянием процесса социальной адаптации возможна перестройка сознания личности, которая будет способна осуществлять активную деятельность в новых условиях.

Можно говорить о большом количестве психологических и физических факторов влияющих на процесс социальной адаптации пожилых людей. Не существует единого и универсального способа приспособления к старости. Влияние оказывает как личность самого человека, его поведения, привычки, потребность в социальных контактах, так и привычный стиль жизни. Так для одних людей оптимальным является совместное проживание с детьми и внуками, для других - самостоятельность, независимость и возможность заниматься любимым делом.

Чтобы адаптационный процесс прошел успешно рекомендовано учитывать психологические особенности пожилых людей иметь знания в области социальной адаптации в целом.

Участвуя в процессе социальной адаптации пожилого человека в посттрудовой период, важно помнить о том, что рассматриваемый процесс представляет собой систему следующих этапов:

1.Адаптационный шок. Под ним понимается общее расстройство функций пожилого человека, вследствие какого-либо потрясения социогенного характера, вызванного резким нарушением привычного взаимодействия с внешней средой. Это одна из наиболее болезненных стадий социальной адаптации. Именно на этой стадии социальной адаптации пожилой впервые сталкивается с необходимостью освоения новых элементов социальной среды и узнаёт их позитивные и негативные стороны.

2.Мобилизация адаптационных ресурсов. Здесь для пожилых людей, сумевших пережить стадию адаптационного шока, наступает этап глубокого осмысления ситуации и концентрации усилий на сознательном поиске выхода из неё. Эта стадия связана с активным, сознательным поиском, выбором и освоением на поведенческом уровне новых моделей жизнедеятельности. В качестве элементов адаптационного потенциала могут выступать такие характеристики субъекта, как уровень образования и квалификации, демографический и социальный статус, социально-психологические характеристики и прочее. Именно наличие у пожилого человека адаптационного потенциала и его характерные особенности определяют его способность овладеть ситуацией и освоится в ней.

3.Ответ на «вызов среды». Это завершающая стадия процесса социальной адаптации пожилого человека, вышедшего на пенсию. Её содержание представляет собой реализацию конкретной модели поведения и деятельности, которые выбираются пожилым человеком с учётом собственных адаптивных ресурсов и возможностей, представлений о происходящем, а также основных характеристик социальной среды, в которой протекает процесс социальной адаптации. При этом, необходимо помнить о том, что сделанный пожилым человеком выбор не обязательном должен соответствовать требованиям среды.

Последовательная смена основных этапов социальной адаптации предполагает использование на каждом из них различных механизмов, каждый из которых отличается своеобразием и адаптивными возможностями решающих с их помощью проблему адаптации к новым условиям своей жизнедеятельности .

Следует отметить, что пожилые люди, в силу своих психологических, физиологических и социальных особенностей хуже поддаются социальной адаптации и острее воспринимают изменения в жизни, чем более молодое поколение.

Для успешной социальной адаптации необходимо знать и учитывать психологические особенности людей пожилого возраста в посттрудовой период. Это поможет выстроить грамотную работу с пожилыми людьми, найти общий язык с этой категорией, объективно оценить ситуацию, выявить причины социального дискомфорта, а также наметить реальные пути решения проблемы.

  • Шендрик И. Адаптация наоборот: как подготовить работника к выходу на пенсию // Кадровое дело. – 2010. – N 9. – С. 68-75.
  • Количество просмотров публикации: Please wait